Журнал Cream    июль 1971                          автор: Brian Blevins

 

Элис Купер действительно славный малый

 

Когда Элис Купер стоит утром на пороге своего дома, перед ним открывается вид. 

Именно Маршал Маклаган, часто цитируемый ученый муж эпохи телевиденья, сказал, что 'Именно в искусстве человеку дается шанс преуспеть.' Элис Купер проверяет этот тезис на себе. Сегодня, он преуспевает как никогда, пускай даже половина репортажей просачивающихся через Атлантику правдива. Поклонники скандальных исполнителей печатающихся на лейбле Френка Заппы Straight уже в какой-то степени понимают, что Элис Купер и его тяжелый, грубый электрический рок квинтет добились успехов. Но с тех пор как альбомы группы едва ли попали в английские хит парады, стало ясно, что британских поклонников у Купера не так и много. Двери готовы открыться.

В компании своего менеджера, общительного Шепа Гордона, Купер на три дня приехал в Лондон, для того чтобы встретится с прессой и прочувствовать климат для предположительного нападения на чувства европейцев в сентябре. Поговорить о группе, которая будет играть (еще ни разу полный смысл этого слова не был столь уместен в рок музыке) в залах Lyceum или Roundhouse. Судя по сообщениям в американской прессе, местная публика, вероятно, видит больше или все из ниже перечисленного:

Голуби и цыплята (все еще теплые и живые) бросались в аудиторию, вслед за вихрем перьев вырванных из подушки; кромсание арбуза молотком, сок и мякоть, заливающие пол; использование костылей, метл и надувных игрушек, дымовые машины и огромный выбор других приспособлений и уловок; и потасовка между музыкантами группы.

Музыканты – Элис Купер на губной гармошке и вокалах; Майкл Брюс, клавишные и гитара; соло гитара Глен Бакстон; бас гитарист Деннис Данэвей и барабанщик Нил Смит – все они одеты в нарцистические, блестящие, серебряные комбинезоны, женские платья, смирительная рубашка, леопардовая кожа или все остальное что подходит представлению, большая часть вещей сделана с любовью мамой Купера. Во время исполнения одной из песен, питон боа (не сделанный мамой Купера) скользит вокруг его шеи. «Он очень нежный», говорит он; и он все еще рядом, чтобы сказать это.

Иногда, они могут играть музыку, и если их третий альбом – первый для Warner Brothers после споров с менеджером лейблов Bizarre и Straight Гербом Коеном, против которого до сих ведется судебный процесс – в любом случае, это будет впечатляющая и волнующая музыка. Хотя сам Купер открыто признается в своей любви к Барту Бакара («Если ты послушаешь его пластинки в наушниках, то услышишь массу звуковых эффектов»), мюзиклам Басбу Беркли и фильмам с участием Фреда Астера, сама группа берет что-то у триумвирата британских рок экспериментаторов, the Yardbirds, the Who и the Kinks.

Но Купер настаивает на том, что его группа не имеет никакого отношения к блюзу. «Мы принадлежали к провинциальному отродью высшего среднего класса, которое было лишено амбиций», говорит он. «Нас никогда не привлекал блюз. Мы не собираемся играть блюз Дельты. Меня меньше всего волнует сколько там раз его малышка бросала его». Вместо, музыка отражает позицию и развлечения поколения телевиденья. «Нас воспитало телевиденье, нас воспитал космический век, вот какую музыку нам хочется играть», заявляет Купер. «На нас повлияла такая модная музыка как та что звучит в фильмах 77 Sunset Strip, Bourbon Street Beat, The Thin Man – хиповые вещи, джаз. Именно такая музыка звучала повсюду, когда мы смотрели телевизор».

Купер и сейчас смотрит телевизор. С прежним фанатизмом. Во время его визита в Лондон, центральным местом его апартаментов в отеле Notting Hill Gate был цветной телевизор. Телевизор все время работал, пока он встречался то с одним, то с другим корреспондентом, в течение трех дней.

Его детство не особо отличается от детства большинства других парней, которые выросли в белой, провинциальной Америке. Начиная со школьной скамьи в Лос Анжелесе и до колледжа в Мичиганском Университете в Ann Arbor, где он понял, что ему придется забыть о карьере. «Должно быть, там был очень революционный подход; все носили черные кожаные куртки. Мои родители были обеспеченными людьми, и я ни в чем себе не отказывал. Все что мне хотелось так это стать профессионально несносным».

Шесть лет тому назад Купер был художником, как и остальные четыре музыканта группы Alice Cooper. Они решили выразить себя в музыке, а не в графике, но все изменилось 4 года тому назад на концерте в Санта Барбаре, Калифорния, когда само шоу начало обретать форму. В то время они мало, чем отличались от любой другой рок-н-ролльной группы, но на том выступлении Смит был с загипсованной ногой, а Купер (Элис для своих друзей) щеголял в розовом, клоунском костюме. Он также был сильно пьян.

«Теперь», говорит Купер, «шоу на 60% тщательно разработано, остальное еще может в чем-то изменится. Иногда, публика чем-нибудь кидается в нас, а мы потом применяем эти вещи в шоу. Вот как родилась байка про живого цыпленка». 

«Мы считаем себя самой американской группой. Мы взяли себе имя Alice Cooper потому что это типичное, простое американское имя, и когда мы только начинали нашу карьеру, публика приходила на наши концерты и рассчитывала увидеть миленькую такую, очень женственную, тихую фольк певичку. Мы до сих пор гримируемся и носим трансвеститские шмотки, но само представление теперь очень мужественное. Но Элис Купер на и вне сцены это настоящий Джекил и Хайд», продолжает он, «и мы совершенно другие люди вне сцены, в отличии от себя самих сценических. После концерта, нам нужно довольно долго приходить в себя. Господь поможет нам если мы перепутаем свои роли и станем играть роль Элиса на улице; наверное, нас изобьют за такое наше поведение». 

И с учетом консерватизма средней Америки, удивительно, что здоровое население до сих пор не обрушило свою физическую ярость на эту группу чудаков. Но именно здесь, по всей видимости, и кроется секрет. «Нас еще ни разу не избивали», говорит Купер. «Похоже, что люди бояться нас. Когда мы собираемся, все вместе, это выглядит устрашающе. К нам еще ни разу не приставали в аэропортах, ничего такого. Мы рассчитываем, что нам достанется по первое число, но люди держаться от нас подальше. До того как мы начали играть в Южных Штатах, мы очень боялись ехать туда, но у нас не возникло там никаких проблем». 

«Частенько, когда мы играем на сцене, публика не хочет приближаться к нам; может быть они думают, что могут «поймать леща», получить удар или еще что-то. Они бояться, что не смогут до конца понять нас. На концертах мы похожи на фриков балующихся «кислотой», это создает такое напряжение, что им хочется убить нас и т. д. Я помню одного парня, который был очень большим и мужественным; он запрыгнул на сцену пока я изображал из себя Эрола Флина и развлекался с саблей. Я галантно приставил клинок к его груди, и он спрыгнул со сцены. Я был величественен».

Купер познакомился с Заппой через бывшую подружку, Леди Кристин, которая играла в группе GTO («Возмутительная Компания Девушек»), этот коллектив Заппа подписал на лейбл Straight. Потом Заппа увидел концерт группы Alice Cooper на вечеринке посвященной день рождению уже умершего тогда Ленни Брюса которая проходила в клубе Cheetah в Лос Анжелесе. «Примерно половина публики ушла с нашего выступления, потому что тогда они еще не смогли бы принять все это. Заппа решил, что это очень здоровая реакция; ему понравилась негативная мощь группы».

Шеп Гордон, сейчас являющийся менеджером группы, также присутствовал на той вечеринке. «Когда я увидел, как 2,000 человек уходят с их концерта», вспоминает он, «Я понял, что должен заняться их менеджментом. Они экспонируют самую сильную негативную, энергетическую силу, которую я когда-либо видел».

Теперь полярность этой силы, похоже, имеет истинные изменения. Телевиденье до сих пор управляет американским обществом с комбинацией тупых комедий положений, детективов-трилеров, шпионских сериалов, насилием и сообщениями о реальных катастрофах в вечерних новостях. Границы между реальным, сюреальным и вымышленным стерлись. Теперь малыши американского телевиденья связаны (опять это слово) с Элисом Купером.

Переход с лейбла Straight на Warner Brothers также как-то повлиял на то, что пластинки группы Alice Cooper попали на широкий рок рынок. Шеп Гордон говорит, что новый альбом, 'Love It To Death', разошелся тиражом в 2,5 раза большим, чем оба диска выпущенные на фирме Straight. Трек с альбома, 'I'm Eighteen', попал в эфир радио AM, а сам альбом 'Love It To Death' попал в альбомный чарт журнала Billboard.

«Похоже, публика сама все решила для себя еще задолго до музыкального бизнеса», считает Шеп Гордон. «После раскрутки песни "I'm Eighteen", мы начали получать письма с телевизионных программ, с просьбами выступить у них на телевиденье. Дик Кларк (ведущих программы «Американская Эстрада», американский эквивалент популярнейшей передачи top of the pops в конце 50-х, которая была реанимирована в начале 70-х), написал нам письмо в котором он признавался, что за последние парочку лет он по достоинству оценил Алису Купер, и не могла бы она, пожалуйста, выступить на его шоу».

Даже рекламные агенты с Медисон Авеню понимают Элиса Купера. Разновидность аспирина, Экседрин, за последние несколько лет положил начало обширной телекомпании, в которой рассказывалось о головной боли различной природы – «Это Экседриновая Головная боль номер 3», и т. д. Группа Alice Cooper попала в рекламу в котрой их называли «Экседриновой Головной болью № 27». Но приверженцы Экседрина впали в кому, и эту рекламу больше никогда не показывали. Возможно, Элис Купер стал для них невыносимой головной болью.

Теперь обсуждается возможная рекламная поддержка органической косметики. И, конечно же, любая реклама Элиса Купера для любого продукта также является рекламой Элиса Купера.

Но вся тяжесть рекламной раскрутки группы также легла на плечи их менеджмента и компании Warner Brothers. Агентам по связям с общественностью пришлось труднее всего, а журналы, такие разные как Berkley Berb и Newsweek печатали статьи о Alice Cooper.

Был также составлен целый набор уловок, в том числе куперовские футболки, плакаты Alice Cooper, наклейки Alice Cooper и домашние печенья Alice Cooper с такими словами как 'Мне 18-ть и «Я люблю тебя – Элис Купер'. Все эти товары были отосланы Spiro Agnew, но ребята до сих пор ждут ответа. Разговорные шоу американского телевиденья также проявляют заинтересованность, как Девид Фрост, так и Дик Кавет готовы заснять выступление группы. Так или иначе, эти фильмы не смогли соответствовать ожиданиям группы и они были забракованы.

Но им гораздо больше повезло с кинематографом. Френк Перри, после того как он увидел их шоу, пригласил группу Alice Cooper сняться в своем новом фильме «Дневник Безумной Домохозяйки». И Ричард Пинебейкер, который был режиссером фильма о Дилане «Не Оглядывайся», снял фильм о группе и о группе Doors в котором Alice Cooper аккомпанировали Джину Винсенту певшему такие антикварные рок-н-ролльные песни как 'Rockin' Robin' и Be-Bop-a-Lula' с 25-тью «Ангелами Ада» которые ужасно вели себя во время выступления.

Не смотря на разборки с Гербом Коеном, чей 'Love It To Death' появится в Британии не на лейбле Warner Brothers, а на фирме Straight, распространяемой компанией CBS. Почему – не понятно. Преемник 'Love It To Death', пока еще не записан, но во всей вероятности на обложке появится картина еще одного влиятельного поклонника группы – Сальвадора Дали, чья слава так сюреалистична и широко распространяема, чем слава Элиса Купера, в качестве обложки он предложил свою картину 'Геополитическое Дитя'.

На бумаге – и на сцене- получается, что эта группа Alice Cooper – не простая, извращенная, всегда немного безумная и порочная команда призвана ментально атаковать американскую молодежь и, следовательно, американских родителей. «Нам очень нравится молодая аудитория, 12-ти, скажем 15-ти лет», утверждает Купер. «На самом деле они – наши самые большие фанаты. Среди наших группиз есть 14-ти летние мальчики. Они считают нас антигероями, а их родители действительно ненавидят нас – парень, они ненавидят нас – особенно родители маленьких мальчиков».

Но в разговоре, Купер представляется интеллигентным, четко выражающим свои мысли, гетеросексуальным и неэгоистичным человеком. Он – настоящий профессионал. По его словам, это опыт Джекила и Хайда. Сын священника и Церкви Иисуса не может быть плохим человеком. Элис Купер – действительно славный малый, даже если вам не хочется, чтобы ваша сестра выходила за него замуж.

 

Перевод – Дмитрий Бравый –  15.12.03 

 

Hosted by uCoz