Журнал CIRCUS август 1976г.

Особенность человека

Элис Купер дерется с дьяволом

“Осторожно собака”, написано на двери дома Элиса Купера. И ты тут же видишь ужасные клыки говорящие сами за себя. Свирепый, с бульдожьими зубами и собственно немецкий Шепард стоящий на страже. Видение змей, цыплят, изрубленных детских кукол.

Но затем дверь открыла мексиканская горничная Купера и вы видите клюшки для гольфа выстроенные в линию в прихожей словно покорные группы, появляется собака и лижет вам ногу. Крохотная, маленькая овчарка с еврейским именем, которая крутится и садится вам на колени. Милый песик. Остается лишь остерегаться, чтобы он не сбросил вам на колени одну из 2-х десятков полупустых пивных банок.

Это тот человек, от которого, по его собственному признанию, 80% американских матерей будут прятать своих детей? Матери должны одобрить выбор Элиса, название его нового альбома, который выходит на лейбле Warner Brothers – “Элис Купер идет к черту!” – и скорей всего приготовят ему поесть и пожелают ему приятного путешествия в одну сторону. Для самого Купера, это всего навсего очередное сценическое шоу впрессованное в винил, еще один удар “возвращающий в рок-н-ролл, водевиль и пародию”.

“Конечно”, говорит Купер, проливая на себя очередное пиво. “Элис Купер отправляется в ад – это некое продолжение альбома “Добро пожаловать в мой кошмар”. Это весело. И не понятно проснется ли Элис после этого кошмара или нет. Конечно, он спускается в ад и встречается с дьяволом. Они спорят о том, кто из них на самом деле самый крутой. Дьявол говорит: “Под землей, я – самый клевый!”. А Элис отвечает: “Минуточку, дьявол, давай-ка разберемся”. Вот моя концепция”.

Купер, сын мормонского священника, который ходил в церковь семь дней из семи и называл самого себя “религиозным вундеркиндом” должен был знать всю библию, которую он мог процитировать в любой день.

“В конце концов, я понял, о чем говорит все мое творчество, основанное на религиозном типе. Я даже не осознавал этого. Так, на новом альбоме, я понял, что было бы забавно эксплуатировать дьявола. Я решил: “Какого черта, никакой игры слов!”.

“Это грубая пластинка. Элис обнаруживает, что в аду, он может защитить себя только единственным способом, – если он споет милую или счастливую песенку, которая просто не выносима для дьявола. Под конец пластинки он обнаруживает, что это его единственный выход”.

Вашим детям больше негде прятаться. Но есть такие люди, которые обнаруживают кое-что более глубокое в Элисе Купере. Те люди, которые называли прошлогодний хит сингл Купера Only Women Bleed начиная от гимна женского движения и заканчивая сагой о менструации. “Ни за что”, говорит Элис, качая своей головой. Он утверждает, что в Купере нет ничего серьезного, что можно заменить холодными сливками.

В гостиной Купера, рядом с плакатом, на котором Элис размахивает чем-то кровавым (единственный артефакт его сценического шоу в доме) висит гравюра Энди Уорхола, на котрой изображен одинокий электрический стул. Наверное, это комментарий относительной природы непристойности? Ничего подобного, говорит Купер.

“Не знаю, почему я повесил ее здесь. Мне эта картина просто понравилась. Никакого послания. Я не несу послания. Я всего лишь изображаю человека в субботу после обеда. Это не отговорка, это просто честность”.

Такие разговоры с Купером становятся несколько шизофреничными. Всегда смеется третий человек по имени Элис, который утверждает, что надо что-то делать с одетым для игры в гольф сыном мормона, который бросается пивом и играет со щенком. Конечно, это Куп (так называют его приятели) не имеет ничего против Элиса. Это всего-навсего холодные, публичные отношения. Со времени инцидента с цыпленком, Купер предоставляет вне сцену Элису огромное пространство.

Инцидент с цыпленком. Он станет ключом к пониманию Купера. Все расспрашивают о нем и о отговорках заполнивших интервью с Элисом Купером со времен роковой ночи в Канаде. Наблюдатели от общества спасения утопающих следят за шоу из города в город, в ожидании повторения инцидента. Сам Купер клянется, что никогда не делал этого. Это случилось несколько лет тому назад в Торонто, когда Элис во время одной из полуинспирированной части импровизации, гонялся по сцене за живым цыпленком.

“Я пустил цыпленка к зрителям, и подбросил его в воздух, надеясь на то, что он начнет парить. Вместо этого он полетел носом вниз. Внезапно, пацаны разорвали его на части. Потом, я узнал из прессы, что я откусил цыпленку голову и выпил его кровь”.

“Теперь, я спрашиваю себя”, говорит Купер указывая на несколько клюшек для гольфа и играя с щенком энергичней чем обычно. “Делал ли я это? Я считаю, если честно, что Элис даже и не подумал бы сделать это”.

“На самом деле, Элис никогда не делал ничего грязного. Это смешно. Он намекает на это. На самом деле, Элис никогда не убивал цыплят, как все говорят об этом. Он никогда не делал этого. Я так думал, но я сам никогда не делал этого. Люди только не могут взять в толк, что Элис – это созданный мной персонаж. Тем не менее, у меня есть другие персонажи, которые я до сих пор не использовал. Всеми любимые герои. Мне повезло. Мне повезло с первым придуманным мной персонажем”.

Почти что первым. Купер не жил под своим настоящим именем Винсент Фурньер. Пока в начальной школе в Фениксе, Винс и три его приятеля не облачились в свое теплые тренировочные костюмы, не напялили парики Dynel и не начали пародировать Битлз на школьном шоу талантов. Они называли себя The Earwigs. Вскоре после этого, мама 16-ти летней девушки наняла группу, теперь уже называвшуюся The Spiders, поиграть за 20 баксов на вечеринке по случаю ее 16-ти летия. И вечеринка и само выступление провалились. Тогда появился Элис.

“Как персонаж, я более или менее развивался из-за разочарования”, говорит Купер. “Мне хотелось, чтобы все как можно сильнее ненавидели нас. Мы просто сказали: “О кей, так или иначе, мы сделаем то, что от нас требуется для того чтобы привлечь их внимание”. Мы выходили на сцену с ванными и все такое. Вот когда появился грим, я гримировался и говорил: “Давайте посмотрим, как они на это отреагируют”. Публика сходила с ума”.

“Элис – мой собственный Франкенштейн. Я создал эту чертовщину. Если бы я был подростком, то Элис стал бы моим героем. Он – символ бунта, ему не нужно ни перед кем отчитываться. Я никогда ничего не проповедую. Я ненавижу когда кто-то использует рок-н-ролл как средство рассказать о чем-либо”.

“Я – артист. Я – Зигфрид Бернум и Бейли. Я – цирковое представление. Я даю зрителям лишь то, за что они платят деньги. Небольшое, веселое развлечение, на вечернем концерте. Ничего более”.

“Например, я не стану делать ничего грязного, потому что я достаточно искренен. Я не хочу себе неприятностей. Так или иначе, тут уж ничего не поделаешь, в сексуальном плане. Все по настоящему сексуальные вещи – неприличны. Просто нельзя отказаться от этого, можно заставить зрителей думать, что ты отказался от этого. Массовый гипноз. Вот что использовал Хаудини”.

Здесь, в своей гостинной, высоко над лос Анжелесом, на Голливудских холмах, Купер продолжает философски рассуждать: “Исполнитель может проделывать определенные вещи, если ему захотелось заставить зрителей сходить с ума. Определенные неприличные слова. Существует огромная энергия. Публика начинает хвататься за стулья, начинает хватать друг друга. Они готовы проделывать это даже забесплатно”.

“Нельзя делать ничего такого, что было бы вопиюще сексуальным. Я могу обидится как и любой другой. Я – эстрадник, я не имею права зарываться только ради того, чтобы обо мне писали в прессе. Если ты начнешь зарываться, тебе же это и выйдет боком!”.

Между гастролями, в ожидании завершения ремонта своего дома в Бел Эйр, который сгорел в прошлом году, Купер делит свое время между игрой в гольф и телевиденьем. На каждое из этих занятий он тратит по 5 часов в день. Конечно, он не знает сколько у него телевизоров. “Думаю, пять или шесть”, говорит он. Несколько телевизоров постоянно работают в пустых комнатах, лишь для того чтобы помочь Куперу не находится в беспокойном ожидании, когда какой-нибудь телек нагреется. В гостиной стоит гигантский (4Х6 футов) проекционный телевизор, рядом с неоновой надписью “Пиво” и коллекцией пластинок (в котрой вы найдете диски The Carpenters и Mamas And Papas). Несколько других телевизоров разбросано по всему дому, в том числе один в спальной рядом с одиннадцатью золотыми дисками висящими на стене – есть в доме одна комната, в которой Купер балует свое эго. “У него даже есть один телевизор в машине”, говорит новобрачная жена Шерил (2 месяца, 6 дней и 7 часов) Купер.

Куперу трудно долго оставаться в серьезно настроении. Если никто не хочет относиться к нему серьезно, он сам не считает, что так должен вести себя. “Моя сущность – это сочетание характеров Бела Лугоши и Лаки Чармс”.

Купер включает песню, это помоешный визг, это псевдопервобытное рычание, которое здесь, в шикарной гостиной, свободно от сцены и грима на его лице, и кажется немного теряет в этой театральности на заурядной коммерции.

“Немного музыки Lucky Charms – они просто волшебны, прелестны”, вздыхает Купер.

“Поймайте Элиса Купера”, размышляет он. “Выиграйте змею”. Он вновь тянется к программке “Телегид”. Сегодня вечером, по телевизору вновь показывают “Касабланку” и прошел уже целый месяц с тех пор как он последний раз смотрел этот фильм.

 

Перевод – Дмитрий Бравый 5.10.2000

Hosted by uCoz