Журнал Metal Hammer (Англия) декабрь 1986г. автор: Harry Doherty

ALICE COOPER

Человек под маской

Если это четверг, то это должно быть Кулумбус, штат Огайо, и Винсент Фурньер готовится поменять личность. Примерно на один час 20 минут, скромный мистер Фурньер будет принят, кто-то скажет, одержим телом Элиса Купера. Гарри Дохерти обсуждает с Винсом проблему.

Но Винса это не беспокоит, он вполне может справиться. Однако, Элис Купер снова в форме, и готов работать. После периода, бог знает сколько продолжавшегося бездействия, дорожное шоу Элиса Купера уже промчалось по Америке и, пока мы разговариваем, по всей видимости также осаждает английскую аудиторию.

“Я немного нервничал перед началом гастролей”, говорит Элис через посредника Винса. “Это мое первое турне за три или четыре года. Это приличный срок для рок-н-ролла. Но на самом деле получилось так, что многие группы, которые прошли через это, в конце концов, так или иначе, превратились в клонов Элиса Купера. Многие из них, к тому же, были поклонниками, и это одна из основных причин моего возвращения. Я понял, почему они не выдают оригинальный продукт. Я в лучшей форме, чем 10 лет тому назад, так почему я не могу поехать в турне?”.

Купер вернулся в дело выпустив свой новый, великолепный альбом Constrictor, который воскрешает магию и классику настоящего Элиса Купера. Но после своего длительного увольнения и детоксикации, когда он сражался со своей печально известной алкогольной зависимостью, Элис был на гране поражения.

“Я мог просто сидеть и тратить деньги или поехать на гастроли, и веселится, и я еще никогда так не отрывался на гастролях!”

Ты не отрывался так даже на первых турах?

“Да”, смеется он. “Я даже не помню свои первые гастроли, шучу, конечно. Я все помню. Это была вечеринка которая длилась 10 лет. Я очень тяжело работал, но все эти 10 лет я жил гастролями. Я прекрасно проводил время”.

Мы вспомнили счастливые времена шоу Welcome To My Nightmare, великолепный пример рок театра. Новое шоу, как обещает сам Элис, затмит тот спектакль.

“Это шоу можно назвать Nightmare 2”, говорит он с энтузиазмом, на настоящем жаргоне фильма ужаса. “Это гораздо более гротескное шоу. Это более кровавое шоу. И нет никаких танцоров злословия. Вся группа – это ребята с улицы”.

Но мы видим на сцене настоящую кровь?

“Нет”, говорит он хитро. “Не вся. Лишь частично”.

Для этого турне, Купер собрал и новую группу, он активно выбирал музыкантов, созывая кандидатов со всей страны, прежде чем наконец-то не остановится на текущем составе. Он писал лирику и сочинял музыку со своим соавтором лидер гитаристом Кеном Робертсом.

“Каждый раз, когда я выезжаю на гастроли, я всегда ищу лучших гитаристов. Я немного сочиняю на гитаре, но главным образом пишу лирику. Когда ты работаешь с таким замечательным музыкантом как Кен, тебе действительно не нужно заботится о гитаре”.

Тем не менее, мне хочется знать, если они путешествуют как группа, то испытывают ли они супер синдром, когда группа обычно едет в автобусе, а супер звезда путешествует отдельно. Меня впечатлило, что Купер ненавидит такое положение вещей.

“Нет, нет, нет. Мы путешествуем все вместе. Мы же все в группе настоящие товарищи”.

Сама группа была, мягко говоря, несколько нервирована некоторыми спецэффектами на сцене. Элис объясняет.

“Готовясь к этому турне, мы репетировали около двух месяцев, но на отработку некоторых спецэффектов ушло также много времени. Гильотина на этот раз гораздо опасней, чем прежде. Это 40-ка футовое лезвие, и чтобы все смотрелось, как можно эффектней, нам приходится идти на еще больший риск”.

Элис Купер вновь кладет свою голову на плаху. Мне хочется знать, есть ли так или иначе какая-то опасность. Купер в настроении и охотно каламбурит.

“Конечно, кое-что было. Все закончится, если я не удержусь в нужный момент, у меня есть всего одна секунда, прежде чем лезвие настигнет меня”.

И этот риск побудил тебя отказаться от выпивки?

“Это верно, каждый вечер ты кладешь свою голову под гильотину, и конечно, ты откажешься от выпивки”.

Это деликатно возвращает нас к печально известной проблеме Купера с выпивкой, его решение завязать с алкоголем, было воспринято как реклама. Ходили даже слухи о том, что некоторые владельцы компании Бадвайзер запаниковали, когда услышали эти новости.

“Я достаточно долго увлекался алкоголем, так что теперь мне не нужно пить до конца своей жизни. Наверное, в моем организме до сих пор много алкоголя, но у меня был выбор, либо бросить пить, либо умереть. Мне было все ясно”.

Рок-н-ролл подразумевает такой стиль жизни, когда подобный ультиматум просто игнорируется, размышляю я.

“Ты не должен забывать об этом ультиматуме. Я считаю, что живым я принесу куда больше пользы, чем мертвым”.

Многие могут сказать, что он более эффективен именно мертвым.

“Я в курсе. Мне не хотелось бы выносить это на голосование”.

Каким образом нехватка многолетнего алкогольного воздействия сказалась на твоей работе, сразу же после того как ты отказался от этой вредной привычки? Чтобы кто не говорил, но такое стороннее влияние, очевидно, повлияло на его творчество. Это должно было найти свое отражение на таких классических песнях как School’s Out, написанных во время его самого успешного периода.

“Вместе с тем, я никогда не утверждал, что алкоголь как-то влиял на мое творчество. Я действительно так не считаю. Я думаю, что творчество тут не при чем. В алкогольном дурмане я с легкостью могу отрываться и писать песни”.

Но конечно, алкоголь – это стимулятор, который исключает творчество? Это ментальный стимулятор.

“Я согласен, быть может. Ты менее подавлен, но я нахожу это на Constrictor, я сочинял в той же манере, как я делал это записывая последние 5-6 альбомов. Наверное, я сочинял даже лучше. Я лучше контролировал весь процесс. То, что я хочу написать, отображается на бумаге. Многие ранние вещи были всего навсего идеями, но они так и не получили дальнейшего развития. Но и прекрасно. Я не сижу и не мерю все свое творчество со School’s Out”.

Но многие готовы поспорить, откуда бралось вдохновение, из головы или из бутылки?

“Да, я понимаю о чем ты, это было именно тогда, когда я бросил пить. Прежде всего, это было в период диско. Я называю этот период своего творчества “Темными Веками”, так как это было худшее время для любой металлической музыки или тяжелого рока. Я слушал этот навоз и не мог поверить в происходящее. Все на твоих глазах превращались в яппи. Тяжелая музыка просто умерла. Посмотри на тех, кто появился: Aerosmith, Alice Cooper.

Ты считаешь, что с этим трудно бороться?

“Я понял, что с этим трудно поспорить, так как они не станут крутить нашу музыку по радио, а ведь мы привыкли быть успешными. По крайней мере, так было всегда, 5-6 песен тяжелого рока в хит парадах, а потом никого… Все это время я отдыхал и не мог разобраться с имиджем. Я решил, что после этого периода (1978 года), пришло время поменять имидж. Я не понимал, что публика не очень то и хотела, чтобы я менял имидж, я уравнивал недостаток своего успеха, возможно, будучи уставшим, от имиджа. Я думал, что может быть все устали от этого продукта, устали от музыки, и я действительно не знал истинного положения вещей. Это была комбинация всех возможных вещей. Теперь, мы возвращаемся, мы обнаруживаем, что Элис Купер нисколько не потерял своей популярности. Элис в наилучшей форме и он еще более убоен, чем прежде.

Чем же он был занят в это смутное время?

Я потратил много времени, пытаясь понять, что же мне делать с Элисом. У меня был этот персонаж. И когда я начал читать, все что мне удалось собрать за последние 2 года, все статьи посвященные мне, публика говорила: “Элис был моим героем, моим учителем”. Я понял, что пришло время привести себя в форму, и показать им как это делается. Это турне было забавно тем, что я не знал чего мне ждать. Я не знал, будут ли они ностальгирующей аудиторией, я надеялся, что они не будут. Это было бы хуже всего. Но в публике были пацаны 18,16,17 лет. Это основная металлическая аудитория в Америке, и таже самая публика пойдет на концерт Motley Crue, Judas Priest… на кого угодно”.

Считал ли он эти группы своими соратниками? Как он относится к ним?

“Мне приходится смотреть на эти группы как на соратников, но вместе с тем я смотрю на них как на своих главных конкурентов. Я не собираюсь сидеть и говорить, что вовсе не соревнуюсь с Оззи Осборном, или еще с кем-то из этих парней. Выхожу на сцену, чтобы представить лучшее шоу, на которое я только способен, и моя цель – смести конкурентов с карты!”.

Обращаясь к Винсенту Фурньеру, хотелось бы знать, как ему удалось сохранить эти 2 личности раздельно? Он всегда говорит о Элисе Купере в третьем лице. Не хочет ли он отделаться от этого?

“О, абсолютно, когда сегодня вечером я буду превращаться в Элиса, я полностью изменюсь. Это будет совершенно другая чокнутая личность. Это будет Фредди из фильма “Кошмар на Улице Вязов”. Я стану этим героем и все полтора часа буду играть роль Элиса. Совершенно ненормально быть Элисом. Все это ментально. Я не иду в гримерку, я всегда переодеваюсь в автобусе. Я надеваю на себя Элиса, накладываю элисовский грим. Я проделываю все это в полном одиночестве и как только я поднимаюсь на сцену, я становлюсь Элисом”.

Звучит несколько пугающе?

“Нет, я предвкушаю это. Команда видит 2-х разных людей, особенно музыканты группы, с которыми я репетирую, потому что на репетициях я не играю роль Элиса. Они видят Элиса только когда я поднимаюсь на сцену, и они идут закулисы ошеломленные, и думают: “Кто же это был?” Люди спрашивают меня о моем самом страшном кошмаре. Мой самый страшный кошмар – оказаться на сцене в роли Элиса и совершенно внезапно столкнуться с реальностью. Для меня, это была бы самая худшая вещь в мире, так как Элис это 100% фантазия. Он словно призрак, мне меньше всего бы хотелось, чтобы он случайно стал реальным”.

Вы когда-нибудь ходили к психиатру? Он ходил, и какую же ему рекомендовали терапию?

“Похоже, что они не понимают, что проблема существует. Они спрашивают: “А тебе нравится Элис?”, и я отвечаю: “Да”. Без проблем. Мне нравится Элис, и если у каждого будет свой Элис, то психиатр будет абсолютно не нужен. Этот герой – альтер эго. Элис делает все то, что я сам бы никогда не стал делать. Элис гораздо мрачнее меня”.

Конечно, опасность возвращения после стольких лет состоит в том, что современного Элиса можно считать карикатурой или пародией на того прошлого Элиса.

“Нет, нет. Когда я стал Элисом, меня полностью поглотила эта роль. Я убежден в этом персонаже. У меня ничего бы не вышло, если бы я не верил в него на все сто процентов!”.

Став маниакальной личностью, какой эффект это произвело на впечатлительных зрителей? Была сделана ставка на оскорбительный синдром?

“Когда люди идут посмотреть наше шоу, они не могут поверить в то, что они уходят с концерта измотанными. Что касается этого турне, то я не видел ни одной драки. Шоу – небольшой катарсис. На сцене, мы все делаем ради зрителей. Им даже некогда оторвать свой взгляд от сцены. Если они отвернуться, то могут пропустить 2-3 вещи. Я смотрю в зрительный зал и вижу, что все совершенно загипнотизированы. Мы освобождаем их от разочарования. У нас очень хорошая гастрольная репутация, а все потому, что у нас нет проблем со зрителями. Потому что мы не даем им возможности заснуть”.

Считает ли он сам концерт чисто театрализованным шоу?

“Да, когда Элис приезжает в город, это можно сравнить с очередным Хэлоуином. В этом есть что-то порочное”.

Да, Элис написал песню для ужастика “Пятница 13-тое, часть 6”.

“Думаю, что нас ждет 13 частей”, хихикает Элис. Но конечно, такой шаг можно расценить как клише?

“Да”, утверждает он. “Если не учитывать тот факт, что я один из самых больших фанатов ужастиков в мире!”.

Но некоторые относятся к таким фильмам серьезно.

“Ну же, любой кто относится к ним серьезно, должен с такой же серьезностью относится к Dempsey и Makepeace. Это абсолютно невинно, я призываю никогда не бояться того, что они видят в фильме или на сцене. Если ты хочешь быть напуганным, тогда просто посмотри новости. Вот что страшно. Я побратался с Джесоном так как он один из моих любимых героев. У нас есть много общего. Меня столько раз убивали на сцене, а я постоянно возвращаюсь. С ним происходит тоже самое. Просто невозможно избавится от нас!”.

Что касается написания песен, трудно ли ему писать их? Они пишут песни с позиции Элиса, или с позиции Винса?

“В своих песнях я делаю огромное число признаний и не понимаю этого, пока не сочиню и не запишу. А потом я сижу и слушаю готовую песню и думаю: “Господи, ведь я так много рассказал здесь о себе!”.

Элис Купер постоянно поднимает подростковую тему. Впервые эта тема была затронута в песне School’s Out. Теперь он стал гораздо старше.

“Я никогда не стану старше 17-ти лет. Сейчас мне 38, я все еще играю рок-н-ролл, и эта музыка – мое мышление. Меня никогда не обвиняли в излишней интеллектуальности. Я всегда считал, что у меня лучше, получается, писать для подростков, чем для всех остальных. Я наделен тотальным комплексом Питера Пена. Я просто отказываюсь взрослеть. Я – рокер, это моя сущность, поэтому я не старею. Иногда мне хотелось знать каким же я стану, когда повзрослею. Но я один из самых счастливых людей в мире, так как я занимаюсь тем, чем хочу”.

 

Перевод – Дмитрий Бравый 9.05.2001г.

 

Hosted by uCoz