Журнал Kerrang!   Англия    № 181 – 2.04.88                                                        автор: Steffan Chirazi

 

Кто кого?

 

Примерно 17 лет тому назад, у обычного парня по имени Винсент Фурньер появилась экстраординарная идея. Он решил придумать альтер эго по имени Элис Купер и оставить кровавый рок-н-ролльный след по всей этой осажденной планете. Теперь, в 1988, водораздел между человеком и созданным им персонажем едва различима. Никто на все сто не уверен, кто есть кто – а Стефан Чирази тем более, как вы можете прочитать в этой шизофреничной истории из  (переменчивых) Штатов...

 

Когда же Элис был Элисом? Когда Элис был Винсем? На этой стадии его более чем 17-ти летней карьеры Винс увидел как Элис берет власть в свои руки и правит на шоу? А были времена, когда Элис чувствовал себя отвергнутым, покинутым и брошенным Винсом?

Есть так много сторон монеты, что есть/был Элис Купер и Винсен Фурньер. Невероятные мульти-уровневые стороны, которые они также имеют, коридоры интриги, мрачные путешествия в душу, материю, которая создает легенд.

Одно очевидно для меня, также как сейчас это должно быть очевидно для вас: сцена предназначена для Элиса. Я почти полностью уверен в том, что если бы даже Винсент и попытался бы подняться туда, Элис начал бы бесконтрольно избивать названного гостя.

Таким образом, вы поймете, может быть на этой неделе, может на следующей, что, до сих пор нет никого, кто мог бы властвовать на сцене также как Элис Купер.

Давайте здесь кое-что выясним, о кей? Простите за такую грубость, но тем из вас кто измучился и чувствует, что Элис это уже вчерашний день....я хочу сказать: пошли вы в жопу. Я говорю как юноша, человек который не видел старые шоу, тот, кто нуждается в дозе театральных эффектов и возбуждении, которым Элис выстреливает в аудиторию в конце 80-х.

Чем больше я вижу концертов тура 'Raise Your Fist...', и думаю, на сегодняшний момент я посмотрел уже 9 шоу, тем больше я смотрю на Элиса как на естественного и способного наследника на место мастера ужасного кино, Винсента Прайса. Понимаете, все это сделано с таким грандиозным, кровавым преувеличением похожим на извращенное путешествие в театр.

Элиса стегали хлыстом, он сам стегает. Из Элиса выбивает дерьмо 'Принц Тьмы', он сам выбивает дерьмо. Элиса чуть было, не убили через повешенье, он убивает сам. Кровь извергается гневным потоком, а Элис доминирует. Да, воспринимайте это сексуально, если вам так хочется, но он властвует над каждым человеком, который сидит/стоит/прыгает перед ним.

С Элисом его способная когорта, он чередует свои сильные удары со слабыми. Кен Робертс это его впечатляющий боковой удар, Пол Горовитц украшает эти кровавые времена хорошими клавишными, Кен Мэри лупит на славу.

Вы побываете там, я знаю это. Но, понимаете, так было не всегда для Элиса. Он страдал от оскорблений которые сломали бы любого другого человека, и Винсент страдал вместе с ним. Прошлогоднее возвращение было их общим усилием, коллективным стремлением из сточной канавы анонимности. Дайте же мне сказать об этом: люди, которым нравится Элис Купер и Винсент Фурньер, не заслуживают пустоты анонимности.

Впервые я встретил их обоих в '85 в Лос Анжелесе, когда Элис гостил на видео Twisted Sister. Конечно, Элис и Винсент обладают одним физическим строением, но Элис вырастает из Винсента, приобретая новое физическое воплощение и совершенно другую позицию. Единственное чем они были тогда похожи – это глазами. Кристально голубыми, жемчужины которые мгновенно считывали как счетчик сколько же Элиса/Винсента присутствует здесь в любой момент времени.

Феникс, 80 градусов, и последнее шоу в Штатах за долгий промежуток времени. В его апартаментах покоится хорошо знакомый взгляд Винсента и его телевизор, всегда включенный, подушки за его головой и Диетический Сок на столе. Он улыбается и подпирает свой маленький торс, для того чтобы сосредоточится... теперь глаза спокойны, но они все еще мерцают, выдавая человека пытающегося отдохнуть .... Элиса.

Я спрашиваю Винсента, а дает ли Элис интервью?

"Нет, совсем. На самом деле, Элис показывается лишь на сцене, это его место."

И так начинается едва различимая, но, тем не менее, очаровательная борьба между Винсентом Фурньером и Элисом Купером... не смотря на то, что Винсент утверждает, что Элис не дает интервью, временами глаза Винса говорят о том, что Элис конечно же присутствует в комнате, он рвется откликнуться, он желает полного признания.

Хотя Винсент кажется, понимает, что Элис – это играемый им персонаж, я смотрю на это иначе. Если кто-то из вас смотрел фильм под названием «Магия» с участием Энтони Хопкинса и в курсе сюжета, в котором чревовещатель и его кукла становятся двумя совершенно разными людьми, вы сможете понять все это с легкостью. Понимаете, Винсента контролируют лишь в течении полутара часов на сцене, и должно быть время, когда это не только час и ...

Здесь я мчусь дальше, но человек/люди/ настолько очаровательны, что это легко сделать. Все легенды носящие клички обладают уникальным и невероятным качеством... и в случае Винсента Фурньера вы только что стали свидетелями яркого момента его очень веселой, спокойной, однако постоянной битвы с Элисом Купером. Конечно, много лет тому назад Элис Купер был неким продуктом...

"Да, конечно, Элис это продукт боязни чувства, потому что, не смотря на то, что я так часто был на сцене, мне все еще нужно было нервничать перед самым выходом. Обычно я анастезировал себя алоголем. Я был пьян постоянно. Но теперь, конечно же, иногда труднее создавать эту нервозную обстановку, которая, по моему мнению, несколько смущает Элиса."

"Сейчас, мне хотелось бы нервничать еще больше, но теперь я так уверен в Элисе, так уверен в том, что он может справиться со всем чтобы не ему там не бросали, и похоже, что об этом не стоит особо беспокоится."

"Думаю, что это было нервным истощением прошлой ночью," размышляет Элис, имея в виду тот дуэт, который состоялся у него на стадионе Long Beach Arena вместе с Guns'n'Roses, "потому что впервые на сцене я пел дуэтом с кем-то."

Искорка мелькает в этих глазах и Элис весело рассказывает о той ситуации, Винсент продолжает следить за ним.

"Впервые сцену разделили разные музыканты... Понимаете, Элис никогда ни с кем сцену не делил, но все прошло достаточно хорошо прошлой ночью и пришло время сделать что-то новое."

Мне хочется знать, как часто Винсент будет обращаться к Элису как к своей независимой личности.

"O, я на все 100 знаю, что Элис – другая личность," убедительно отвечает Винсент, глаза снова становятся спокойными. "Я могу критиковать Элиса по всякому. Если бы я просматривал запись вчерашнего шоу, то я бы сказал, что Элису не следовало бы этого делать, или следовало бы сделать это, или не следовало бы отказываться от этого."

Так сколько же раз Элис спасал Винсента от полного разрушения, неистовую и крайнюю личность, которой совершенно чуждо востановление? Винсент размышляет над этим вопросом.

"Думаю, что если бы у меня не было Элиса, то я определенно впадал бы в крайности всю свою жизнь, в этом нет никакого сомнения. И возможно, что я пострадал бы от непоправимого нервного срыва. Не думаю, что выплеснулось бы насилие, хотя Элис определенно помогает мне выразить себя. Но я считаю, что в каждом человеке есть определенный процент насилия, которое необходимо выпустить наружу, и если ты не можешь освободиться от него, то ты в конечном итоге начнешь избивать свою жену или же проявлять агрессивность."

"Элис процветает, творя насилие, что очень полезно. Если на сцене происходит нечто такое, что мне не нравится, Элис может выбить дерьмо из этого... и это так круто смотрится. Людям нравится наблюдать, как Элис находит выход своему гневу – вне сцены, я очень не спокойный человек, что помогает становиться Элисом каждую ночь. Даже в самых неприятных ситуациях, я оставался клевым, понимаешь."

Винсент продолжает мысль, еще более анализируя Элиса.

"После того как Элис перестает избивать проститутку в 'Only Women Bleed', он действительно на какой-то момент чувствует себя таким кающимся, он понимает, что сотворил зло. Но в следующую минуту, Элис вновь становится психом. Понимаешь, Элис очень эмоционален – ты никогда не можешь быть увереным, что Элис сделает одно и тоже дважды, или будет проделывать одно и тоже каждую ночь."

"Конечно, иногда меня беспокоит, что Элиса действительно не понимают должным образом," утверждает Винсент, "эти зрители действительно не понимают весь черный юмор и эти роли сыграны слишком идеально. Элис играет роли с таким совершенством, что иногда мне хочется знать, должны ли зрители понимать все это."

Но Винсент, конечно же, играет роль Элиса или Элис – другой человек? Есть один человек с двумя характерами в двух разных телах? Винсент сомневается, мямлит задумчиво и кажется, едва ли способен ответить.

"Думаю, что я притворяюсь героем Элиса. В моей гримерке стоит большое зеркало, и перед самым выходом на сцену, я пристольно смотрю на Элиса примерно 15-20 минут, прежде чем я туда выйду. Это не одержимость или нечто подобное, однако, это как самогипноз."

"Я делаю Элиса таким, каким, по моему мнению, он должен быть, и он начинает проявлять себя. Как, если бы я видел точку рядом с моим глазом, которая, изгибалась бы и шла вниз, это чертовски раздражало бы меня, и я должен был снова наложить весь свой грим. Это не было бы столь сильно, и как сила способствующая появлению Элиса."

"Элис полностью вытесняет меня, в тот момент, когда он буйствует и видит зрителей. Позвоночник выпрямляется и Элис стоит там, полный энергии и все контролирующий. В этот момент ничто не может смутить или побеспокоить его. Он прибыл."

Физические данные Винсента и Элиса достаточно удивительны. Понимает ли Винсент, что он на несколько футов выше, когда появляется Элис?

"O да, я понимаю, что Элис растет физически. Это совершенно новая физическая игра, которую Элис открывает для меня. И Элис гораздо сильнее. Я помню как однажды здоровый пьяный парень, примерно 240 фунтов весом, запрыгнул на сцену, а Элис просто поднял его и перебросил через свое плечо, прежде чем роуди даже заметили его."

"Но он сделал ошибку, угрожая Элису. Вторжение на сцену Элиса чревато последствиями, но вот угрожать ему... никто не имеет права угрожать Элису, никогда! Это было можно сравнить на сцену из фильма 'The Exorcist', как у маленькой девочки обнаруживалась эта огромная сила."

Конечно, за каждой замечательной историей скрывается более мрачное и грязное прошлое. В конце 70-х, начале 80-х, был период, когда никто не мог понять, где Элис, а где сам Винсент. Были, теперь уже печально известные выступления на телепрограмме 'Hollywood Square' (дешевой, глупой викторине) и Элис или Винсент (кто из них?) вдруг стал модной фигурой для дружеской встречи и раунда гольфа.

Так что же все это было? Был ли Элис на Hollywood Squares, разговорном шоу Джонни Карлсона, на гольф кортах с Джорджем Бернсом и Бобом Хопом? Винсент глубоко вздыхает, и впервые говорит свободно, не боясь, что Элис откуда нибудь закидает его тухлыми яйцами.

Элис должен быть счастлив тем, что дает Винсенту объяснить это.

"На 'Hollywood Squares' я был всегда так пьян, что я просто не в состоянии нормально вспомнить то шоу. Но все это длилось примерно четыре года, был один я, и не было Элиса. Элис спал, и был только я. Даже не смотря на то, что, на мне был этот грим, его не было. Понимаешь, я боялся, что людям наскучит Элис, потому что я мог наскучить в первую очередь. Я шел по проторенной дорожке и не понимал, что зрители все еще хотели Элиса.

"Но это увлечение гольфом было только моим чувством юмора, Элис тут совсем не при чем. Он гораздо более откровенен и груб, поэтому я сам более неуловим. А игра в гольф со всеми ними, в прикиде Элиса, было самой большой практичной шуткой, которую я мог сыграть над США."

"Хотя, я должен сказать, что не смотря на юмор гольф матча с Джорджнем Бернсом или еще кем-то, я нормально отношусь к игре в гольф. Если сделать здесь короткое замечание, то это игра, в которую теперь, похоже, играют все звезды хэви металла... Dokken, Crue, это больше не игра стариков. И когда ты бьешь по мячу, это дает тебя ощущение силы. Когда я играю, то я в самом деле нападаю на мяч, мне хочется разорвать лицо этому мячу и произвести над ним настоящий акт насилия, (смеется)...."

Теперь, теперь, Элис .... Пусть Винсент продолжает. Так почему же Элису захотелось впасть в спячку на 4 года?

"Ну, очевидно, что одной из причин был алкоголь, но диско было второй причиной. Диско чуть было не вытеснило меня из этого бизнеса, я так сильно возненавидел его. Но когда ты сидишь на макушке этого дерева, тебе хочется оставаться там. Но в любом случае, я не мог позволить Элису играть диско. Так как же тебе остаться в игре?"

"Aerosmith умерли, мы все умерли, кроме Zeppelin которые были последней реакцией против всего этого. Tull умерли..... понимаешь, радио начало отмечать тот факт, что на дискотеках ты мог видеть больше машин Toyota, а с Bee-Gees ассоциировались одни только Яппи, это была ситуация представлявшая все то, что я ненавидел."

И, конечно, должна была существовать сцена. Когда Элис начал просыпаться. Страдал ли ты от борьбы с Элисом, как герой Хопкинса боролся со своим манекеном в фильме «Магия»? тебе лишь хотелось стать мягче, и увидеть, что Элису это не под силу?

"В этом смысле, да, мне пришлось драться, но потом, мы начали мириться. 4-х летний отпуск начал идти мне на пользу, как безделье, когда хватает денег, ты смотришь телевизор, ездишь на Гаваи. Но потом мне пришлось смотреть новости, просматривать журналы и видеть эти новые имена и лица... Ratt, Poison, Crue, все те, кто были сынками Элиса."

"И постепенно Элис начал понимать, что существовало целое поколение детей, которые считали, что именно эти люди стояли у истоков. И Элис проснулся от этого факта. Это начало превращаться в дурную инфекцию, когда мне пришлось дать Элису знать, что он делал это до них. Шеп, мой менеджер, заявил, что он больше не желает связываться с этим, если я снова буду пить и принимать наркотики, но я сказал ему, что с ними будет покончено."

Винсент садится, и счетчики вновь увеличивают счет. Элис на несколько минут садится рядом с нами.

"Ты не знаешь, почему возвращение было столь успешным? Это была позиция! Элис не вернулся мягким, у Элиса была своя позиция. И Элис не вернулся раздутым и грузным, Элис был прилизанным и весил 138 фунтов, и не было никакой выпивки или стимулятора служащих препятствиями для этого времени."

Винсент возвращается, для того чтобы объяснить это, в любом случае, весь процесс был жизненно важен.

"Да, те четыре года пошли на пользу, потому что возможно Элис не стал бы необратимо сжигать себя. Даже не смотря на то, что это делалось совершенно не намеренно, Элису приходилось выкладываться перед всеми по-полной, так чтобы он мог сделать полноценное и успешное возвращение."

Отработка позиции была жизненно важной, если бы Элис решил оставаться знаменитым.

"Люди не хотят, чтобы Элис был человеком, чтобы он имел человеческие черты. Для Элиса любовь – это насилие над аудиторией – и толпа играет для Элиса роль женщины, они говорят 'ну же, возьми нас'. Элис не оставляет людям ни единого шанса."

"Конечно, это еще одна вещь, о которой очень не приятно слышать," утверждает Винсент, "обвинения Элиса в сексизме. В старых рецензиях можно найти этот социо-политический взгляд на все шоу, однако, если бы это был Шекспир, все было бы замечательно! Они не понимают, что Элису все равно какого пола его жертва, будь то мужчина или женщина."

"Похоже, что они забывают, что когда появляется девушка с хлыстом, она выбивает дерьмо из Элиса.... они помнят лишь последнюю роль, понимаешь? Это очень глупо."

Действительно, у Элиса Купера и Британии, похоже, сложились очень особые и интенсивные отношения. Эти отношения возникли уже давно и не избежали внимания Винсента. Я считаю, что вся любовь и уважение начались еще в 1972, когда самый большой рекламный щит на котором было изображение голого Элиса которого оплела змея был припаркован для всеобщего обозрения у Цирка Picadilly в час пик. Не забываемый трюк.

"Да, этот трюк я придумал вместе с Шепом, как цирковая труппа Barnum и Bailey. Это была старая грандиозная фишка и она привлекла внимание.

"На гастролях следующего года, я помню, как мы запустили восьмифутовый индустриальный, воздушный шар с изображением Элиса Купера на нем на площади Thames рядом с Биг Беном. Полиция приехала и сказала 'Конечно, это случайность, не так ли?....' ооо, конечно, офицер, ха-ха-ха..."

"Даже совсем недавно на гастролях '...Nightmare', через таможню в аэропорту Хитроу мы провожали 13-ти футового циклопа, и какой-то старый таможенник, просто медленно уставился на него и сказал 'Паспорт, пожалуйста', в точности как Басиль Фолти, (смеется)..."

"Понимаешь, я считаю, что британцы полностью принимают наше чувство юмора и насилия," говорит Винсент, Элис натягивается на поводке, чтобы вновь вмешаться в разговор. "Мы определенно имеем гораздо больше общего с Европой, чем, скажем, с Америкой, также как и с Канадой."

"Я лишь могу признать тот факт, что шоу гораздо более экзотично и волнующе когда оно переезжает из города в город, в нем ольше тайны, когда они не могут видеть тебя постоянно. Мы уже давненько не играли в некоторых частях Европы, в Германии, например, это будут первые концерты за 10 лет! Думаю, что это будет здорово."

"Но в прошлом году, мы провели в Британии очень грандиозное аншлаговое турне, мы играли на фестивале в Рединге, но тем не менее, когда теперь мы приедем сюда снова, мы все же произведем большой фурор. Конечно в Британи есть много преданных и убежденных последователей, и я очень высоко ценю это, мы оба высоко ценим это."

"Но нужно вспомнить когда меня впервые запретили в Британии," энергично объясняет дрожащий Элис, "именно с этого момента они поняли, что я этого так не оставлю, что я не буду рассказывать когда я приеду. Я стал их символом бунта, и они отреагировали на это, говоря, что никто не может указывать, что они могут смотреть, а что нет. Это очень важная вещь между Элисом и Британией..."

"Я пытаюсь смотреть на вещи с точки зрения фанатов," приходит в восторг Элис. "Каждый раз, когда я что-то ломаю, и это Элис громкий и гордый, я представляю, как же эти подростки смотрят на Элиса."

"Теперь, если им 18, и они впервые смотрят на Элиса, и они так много слышали о нем, им хочется знать, соответствует ли он созданному мифу или он реален, – между Элисом и Винсентом существует огромное противоречие, – если бы я сам впервые посмотрел бы на Элиса, то я стоял бы там и кричал: 'еееее....'"

"Я полностью осознаю имедж Элиса. Элис делает все то, что запрещенно делать в обществе этой аудитории."

Так куда же Элис поедет после Европейского турне, Винсент?

"Думаю, что Элис будет отдыхать," убедительно отвечает Винсент. "Позади полтора года напряженных гастролей, и теперь я полностью контролирую Элиса, я имею право отдохнуть. Но я буду много времени уделять следующей пластинке, потому что мне очень хочется, чтобы она была по настоящему особенной.... может быть я проведу 4 месяца в студии. Но потом будут гастроли, понимаешь?"

Последний вопрос для Винсента и Элиса. Ты хоть раз бывал в театре? В конце концов, трюки с казнью просто великолепены.

"Достаточно странно, но я в самом деле был в театре," отвечают оба одновременно. "Я смотрел пару Бродвейских постановок и был очень впечатлен тем, как все рассчитано, все было сделано к месту, иначе это была бы потерянная ночь. Не как в кино, где ты можешь много раз проделывать одно и тоже. Хотя в будущем Элис смог бы прекрасно сняться в кино..."

Ничего глупого, я уверен.

"O нет, Элис стал бы играть только там, где не нужен актерский дар, где бы он просто был бы собой. 'Принц Тьмы' был хорошим фильмом для Элиса, потому что он играл сам себя, и именно в таком фильме смог бы сняться Элис, фильме, в котором он играл бы только самого себя, а не давал бы представление."

В заключение, мне хотелось бы отметить несколько фактов. Я провел время как с Винсентом. Так и с Элисом.... похоже, что в Элисе есть общественная сторона, которой хочется время от времени отталкивать Винсента от магнитофона и говорить от своего имени. И я считаю, что Элис на самом деле никогда не побеждал Винсента Фурньера, скорее сотрудничал с ним все эти годы, помог ему справится с дурными времена в его жизни и дал ему хороших времен.

Но очень важный факт заключается в том, что вы должны понять, что за Элисом Купером стоит человек по имени Винсент Фурньер. А за Винсентом человек по имени Элис Купер. Я в самом деле думаю, что Винсент не знает, что Элис с ним постоянно, во время дачи интервью, на саундчеках, даже во время завтрака.

Но вот почему этот человек/эти люди легенды; они отказываются разрушать привлекательный образ, быть не интересными и т. д. В тот день, когда стереотипы и безликость будут безпорно находятся на высшем уровне, это будет чертовски утишительно узнать. Удивительные люди, причем оба.

 

 

Перевод Дмитрий Бравый – 5.02.03

 

 

Hosted by uCoz