Журнал Metal Hammer (Англия) 28.03.1988г. автор: Edgar Klusener

“Я хочу быть избранным!”

На гастролях с Элисом Купером

Он хочет быть избранным, не так ли? Вслед за радио интервью в Штатах, которое внезапно превратилось в новости первой полосы, о том, что Элис Купер собирается баллотироваться на пост губернатора Аризоны! Конечно, все было не верно понято, но эти новости послужили причиной некотрой суматохи, притягивая к его нынешним американским шоу еще больше людей из СМИ. Когда старая, кровавая гончая теперь поднялась для броска для того, чтобы начать полноценное английское турне (новое сценическое шоу, старые привычки) возникает большой вопрос: станет ли Элис кандидатом вечеринки “Верните повешенье (для каждого)”, и если это так, нужно обязательно заценить его свингометр!

Шизофрения – странная болезнь. Внезапно, две или более личности которые когда-либо соединялись, или жили строго раздельно, борятся за лидерство в одном месте, котрое принадлежит им обоим.

Шизофрения может открывать новые миры, быть фантастической, а затем дегенерировать в паранойю. Шизофрения – это болезнь, которая постоянно мучает впечатлительного человека. Шизофрению можно симулировать химически с помощью галюциногенов, но потом, вам это понравится и вы сойдете с ума. Шизофрения может быть жестокой, она может запрятать любого в самые ужасные миры – ад на земле, по сравнению с которым библейский ад будет казаться раем.

Каждый человек переживает шизофрению. Ее можно игнорировать, с ней можно сражаться или притеснять ее – вы можете подавить альтер эго и забыть о ней. Вы также можете сделать себя равным партнером, в отражении другого, абсурдного и не понятного мира; маска, которая шокирует и вызывает отвращение. Как Винсен Дамон Фурньер.

Но кто такой Винсент Дамон Фурньер?

Винсент Дамон Фурньер впервые увидел свет дня в “городе моторов” Детройте 2 февраля 1948 года. Первые 17 лет его жизни прошли более или менее нормально, типичный американский юноша без заметных взлетов и падений, в отличии от тех, кто ждет, что половое созревание сопровождается здоровой потребностью бунтовать.

Метаморфоза Винсента Даймона Фурньера началась гораздо раньше, в 1965 году, в столице пустынного штата певца – в Фениксе. Будучи студентом художественного колледжа, он встречается с Майклом Брюсом (гитара/клавиши), Гленом Бакстоном (гитара), Нилом Смитом (барабаны) и Деннисом Дагаваем (бас). Все пятеро решают поработать вместе, что дало бы им возможность вырваться из американской реальности, – они хотят играть рок-н-ролл.

Они формируют группу и называют себя “Пауки” (позднее, временно сменив имя на The Nazz) и пытаются трансформировать эстетическую концепцию дадаистского артиста Марсела Дахампа в шоу, которое было сочетанием рока и театра. Впервые Винсент Фурньер начал выскальзывать из своей кожи и превращаться в другого человека – не просто терпеть эту личность, а давать ему силу и индивидуальность.

В течении этого периода, сценическая персона Винсента Дамона Фурньера жила своей жизнью – он увлекся состязанием, две души в одном теле. Все изменилось. Сценическая персона вышла на передний план, получила крещение и превратилась в тварь последние 20 лет влиявшую на рок музыку в Западном Мире, с двумя сердцами бившимися как одно, Элис Купер шагнул в свет рампы и шокировал публику.

Этот странный, зверско шокирующий, извращенный, грязный и старый адроид по имени Элис Купер стал звонкой пощечиной по лицу американской мечты, явной атакой на притворную англосаксонскую стыдливость. Винсент Дамон Фурньер, который создал и крестил Элиса Купера, медленно исчез с поверхности, был похоронен и забыт, только затем, чтобы появится вновь как редко встречающееся альте эго Элис Купер. Это произошло в 1966г. Через год, Френк Заппа открыл Alice Cooper (к тому времени, ему пришлось переехать в Лос Анжелес), подписал группу на свой лейбл Straight, а все остальное, рок история….

И спустя 21 год, в феврале 1988, Элис Купер до сих пор творит разорение в США. Заявление о том, что он вернется в Европу, вслед за своим хэдлайнерским выступлением на Редингском фестивале в 87 году, было веской причиной для путешествия в солнечную Калифорнию, с целью рассмотреть поближе Элиса Купера образца 1988 года.

Элис сделан из всех ужасно извращенных вещей, которые находятся на темной стороне американской луны. Он символизирует скрытые желания, разочарования и рухнувшие мечты. Он – отражение американцев, которые притворяются, что все наоборот, он сталкивает своих зрителей с реальностью, которую многие хотели бы увидеть, спрятавшись за стеной тишины или похоронив себя глубоко под землей. Элис – безжалостное зеркало темных глубин американской мечты, и вот почему и через 20 лет, истеблишмент до сих пор ненавидит его. Скоростная автострада Сан Диего, где-то между Сан Диего и контрольно-пропускным пунктом автострады построенном специально для того, чтобы вылавливать нелегальных иммигрантов прежде чем они вклинятся слишком далеко в США и просто исчезнут. Элис Купер отыграл свое шоу в Сан Диего менее часа тому назад – это шоу демонстрирует гораздо больше, чем вы обычно ожидаете; это была постановка, смесь из кошмаров Стивена Кинга, атмосферы Эдгара По и абсурдных сценок дешевого фарса с явной нехваткой вкуса.

Эффекты на шоу были спланированы до мельчайших деталей и всегда были удивительными, взрыв идей и потрясающих фокусов. Должно быть, этот концерт был тяжелой работой для Элиса, когда он все время двигался, ни минуты не отдыхая. Но теперь он получает заслуженных отдых на заднем сиденье форда мустанга, который везет его в отель, за рулем его менеджер, Тоби Мамис.

“Шоу полностью отвечает последней пластинке”, объясняет Элис. “В нем едва ли есть место импровизации. Только во время исполнения последних двух песен, мы специально оставляем больше места, давая себе побольше свободы. Если выступление круто организовано, и внезапно происходит какой-то сбой в технике, ты оказываешься в полной жопе. Тогда, нам приходится рассчитывать на свою способность к импровизации и быстрой реакции, либо обыгрывать технический промах, принимая его как новый элемент шоу, мы все это уже проходили”.

Каждая песня в концертной программе имеет свою структуру, свою линию повествования, и подготовка отражает это.

“Перед началом гастролей, мы в течение 2-х месяцев интенсивно репетировали шоу”, добавляет Элис. “Последнюю неделю на публике, каждый день приходило порядка 200-х человек, и для нас было очень важно то, как они реагировали на происходящее, на сцене. Я не знаю ни одной другой группы делающей что-то отдаленно похожее. Вот вам еще одна причина уникальности Элиса”.

Стадион Long Beach Arena расположен в реберном городе на окраине Лос Анжелеса; обстановка помещения типична для американских залов, в равной степени подходящая для рок концертов, баскетбольных матчей или мюзиклов, с достаточным количеством мест для размещения 15000 зрителей. Первая группа, Faster Pussycat, прилично выступает перед своей родной публикой, выдавая микстуру из рок-н-ролла и ритм-энд-блюза (в духе Aerosmith, Rolling Stones, Led Zeppelin и т. д., они играют громко и грязно). Сочетание, которое в данный момент попадает в самую точку калифорнийского нерва.

Затем, под энергичный прием, на сцену поднимаются Motorhead, в конечном итоге покоряя зрителей песней Overkill, и они выглядят так, будто у них есть шанс иметь в Штатах вечный, шумный успех. Посмотрим…

А затем… классическая музыка просачивается сквозь динамики – фирменная мелодия Элиса Купера – и атмосфера в зале поднимается до точки кипения. Внезапно появляется он, высший священник для целого поколения американских подростков, мрачная фигура.. сам Элис Купер!

Каждая последующая песня рассказывает особую историю, среди них такие жемчужины как Chop, Chop, Chop, Prince Of Darkness и (возвращенная в программу) Black Widow. Музыканты стоят на заднем плане на платформах разных уровней. На самом деле, вся сцена находится на трех уровнях, передний край сцены, на уровне земли, принадлежит Элису и разным актерам и время от времени Кену Робертсу, опускающемуся со своей платформы для того, чтобы исполнить блестящее соло. Этот человек похож на Арнольда Шварцнеггера, возникает такое впечатление, что он может случайно порвать не только одну струну, если он не будет осторожен! Но что касается его игры на гитаре, то он очень скоро окажется в большой лиге.

Средний уровень зарезервирован за гитаристом Джонни Даймом и басистом Стивом Стилом (который меняет свое имя также часто, как другие едят горячие обеды) по левую сторону, и клавишником Полом Хоровицем по правую. Барабанщик Кен Мери прямо на вершине, замечательный ударник который играл с Девидом Частейном, но в будущем, наверное, сосредоточится на своей собственной группе Filth Angel.

Между тем, должно быть Хоровиц – это человек у которого больше всего мест рождения в роке; где бы они не играли, Элис всегда представляет его как уроженца этого города, даже когда город не больше деревни. Наверное в Англии его объявят как… “И из Милтон Кейнс, Телфорд, Питер Боро, Пол Хоровиц!”

“СМИ”, говорит Элис после шоу. “Называют “шок роком” то, что Элис творит на сцене, “театральным роком”, и т. д., но даже спустя 20 лет они до сих пор пытаются отнести меня к какой-то категории, а ведь даже я сам не знаю этого! В 60-х, Элис был первой группой с ярлыком “хэви металл”, и если честно, все эти описания в какой-то степени правдивы. Тем не менее, одно надо представлять себе совершенно четко; не смотря на то, что в своем выступлении мы используем массу театральных идей, мы не просто театральная группа. По большому счету, мы рок группа, но мы, в отличии от остальных групп, в гораздо большей степени пытаемся визуализировать свои идеи”.

Для того, чтобы понимать шоу, видеть в нем больше, чем потоки крови и жуткие эффекты, вам надо знать самого Элиса. Элис не просто обычный, будничный человек с повседневными проблемами и отношениями, рабочими планами, покупки новой автомашины или оплаты закладных. Когда Элис влюбляется, он превращается в ночное животное, вампир или зомби. У него любовная связь с подростковым Франкенштейном и “черными вдовушками”, но ничто не имеет успеха, будучи абсурдным или безвкусным, только сам Элис. Элис не убивает по причине голой страсти, он убивает и насилует, так как он безумен и романтичен в любви. Он – самая мерзкая сторона мистера Average, как правило, доводящего все до крайности.

В прошлом, Элис шокировал своим разнузданным поведением, но по причине сексуального и ментального освобождения имевшего место последние 20 лет, теперь он мог бы быть ни к месту, он мог бы быть даже смехотворным. Тем не менее, соединением сильной микстуры из театра и концертной техники, корни которой могут стелится на целую сотню лет, он способен делать успехи. Он использует элементы странного театра, выразительные средства движения дадаизма, смешав все это с тонкой иронией2, атакуя нервы ничего не подозревающей публики, оставляя ее беспомощной и сконфуженной.

Садизм и мазохизм, насилие, убийство и повешенье, кровавые оргии, симуляция мастурбации (звучит как эпизод из “Голубого Питера”) Винсент Дамон Фурньер сам использует каждое отдельно взятое клише, извращая их до неузнаваемости, и становится драматургом сравнимым разве что со Стивеном Кингом.

“Я открыл психопатологический элемент этого мира, и описал его самым странным образом. Но я не думаю, что это превращает меня в безумца. Возможно, что мне просто удается свободно смотреть и наблюдать за вещами; мне знакома многогранность мира, и я пытаюсь открыть для себя эти грани и выразить их. Все темное восхищает и привлекает меня”.

В этот момент, я не совсем уверен, с кем же я разговариваю – с Элисом или с Винсентом. Похоже на то, что каждому из них пришлось перенять аспекты друг друга, хотя в конце концов они оба выражают чувства одного и того же человека, под каким бы именем он не выступал. Вот что Винсент/Элис имеет общего с людьми, с которыми он обычно тусовался в начале своей карьеры. Его старыми друзьями были Сальвадор Дали, Фред Астер, Гручо Маркс и Пьер Карден – все это люди со странными и необычными методами виденья и выражения себя самих (а как насчет Джона Нокеса?).

Это Америка…

Тема, которая постоянно эксплуатируется в песнях и на концертах Элиса Купера – это тема его нежных взаимоотношений с Америкой, с мечтой нации, страной, которая считает, что земля и человечество – это дар господен. Что же Америка действительно значит для Элиса и Винсента?

“Мне нравится Америка, потому что она также экстремальна, как и Элис – на 100% американское дитя. Америка любит себя, любит саму мысль, что является “посланницей, спасительницей мира”. Вот почему Америка всегда влезает в дела других стран без всякого спроса. Америка даже не представляет себе, что некоторые люди и некоторые страны были бы куда счастливее, если бы им не надо было бы бороться с американским вмешательством”.

“Все в Америке подвержено манипуляциям, и жителей подвергают манипуляциям каждый день и каждый час. Американцы знают о том, что ими легко манипулировать, но им на это плевать, и если в стране складывается кризисная ситуация, они всегда могут сказать “нет”, что они и делают. Вот почему у нас был Вьетнам и Воутергейт”.

“Америка совершенно эгоцентрична, сама страна и ее население. Каждый гражданин выпячивает свое “Я”. Вместе с тем, в этой стране очень много жестокости и грязи, также как невинности и юмора – такая смесь прекрасно срабатывает, и приносит странные результаты”.

“Кроме всего прочего, Америка – это еще и центр мирового развлечения. Это развлечение определяет жизнь в Америке больше, чем все остальное в мире; оно определяет всю американскую реальность. Америка экстремальна, вот почему я люблю ее, она экстремальна как Элис”.

Нет никакого сомнения в том, что Америка экстремальна – экстремальна до такой степени, что плохие аспекты могут стать президентами, а хорошие музыканты могут превратится в губернаторов?

Верно, что 24 февраля, в день концерта в Сан Диего, Элис дал интервью радио станции, во время которого его попросили прокомментировать политическую ситуацию в его родном штате Аризона. Он коротко объяснил ситуацию: Губернатор Аризоны, мистер Михам, недавно сделал себе очень плохую рекламу из-за своей странной позиции по отношению к увеличению своего годового дохода. Когда его ближайшего советника и коллегу разыскивают в ряде штатов по обвинению в убийстве, не облегчает ситуацию для губернатора. Сейчас губернатору приходится отвечать в американском сенате, и как все обернется, когда в ближайшем будущем он сложит с себя полномочия.

Проницательный радио репортер нашел связь между Элисом и Миханом. По чистой случайности, Элис купил свою первую машину у тогда еще не губернатора, но уже продавца поддержанных автомобилей Мичама, все это произошло много лет тому назад. Тем не менее, из-за того, что Элис живет в Фениксе, столице штата Аризона, радио репортер умножил два на два и получил, пять, спросив Элиса о том, как тот относится к Мичаму и политикам в целом. Элис не знал о связи, но высказал все свои взгляды.

“Я никогда не перестаю удивляться тому, как таких людей обеляют, как только они попадают на глаза общественности, но со мной все было бы иначе. Все изначально знают о том, что я старый, грязный Элис. Если бы я стал губернатором, то народ с самого начала знал бы о моих пристрастиях, вот и вся разница!”.

И так и было… а было ли? Кажется, не для человека с радио. Позже, по радио объявили коротко и просто: “Элис Купер избирается губернатором Аризоны!”. Конечно же Элис не говорил этого, но кажется, что всем плевать..

На следующий день эта новость была у всех на устах. Во время перелета из Лос Анжелеса в игорный рай и американскую развлекательную мечту Лас Вегас, Элис и Тоби Мамис потратили свое время на просмотр груды ежедневных газет, всех их, больших и маленьких, многотиражек и региональных лос анжелевских изданий. Во всех были напечатаны новости: “Новый кандидат на пост губернатора Аризоны”. Помимо ежедневных газет, новости также передавались по американскому телеканалу АВС, пока агенство новостей UPI кричало на весь остальной мир.

Когда Элис приехал в Лас Вегас, там царил хаос. Радио и телекомпании ждали интервью с ним, пресса, которой, похоже, до этого было плевать на его концерт, шумела, а у Элиса начались большие проблемы, когда он объяснял людям, которые не желали его слушать, что все это ошибка.

Как только Элис приземлился в Лас Вегасе, все это закрутилось. Когда он вошел в терминал аэропорта, обычные американские граждане начали поздравлять его, желать ему всего наилучшего и говорить, что не смотря на то, что он извращенное чудовище, он подходящая кандидатура на пост губернатора Аризоны! Все услышали реплику маленькой, престарелой дамы: “Если плохой актер может стать средним президентом, тогда хороший рок музыкант просто обязан стать лучшим губернатором!”.

Я считаю, что концерт в Лас Вегасе можно расценить как первый шаг в избирательной компании Элиса Купера. Действительно, я хочу быть избранным!

“Подними свой кулак и воскликни!”

Песня Freedom, первый аккорд шоу, могла стать темой протеста для будущего губернатора. Кажется, что странные миры Винсента Дамона Фурньера ничто по сравнению с двойными стандартами современных американцев.

“Я никогда не зацикливался на этой фазе моего развития, во время которой я ненавидел нетерпимую власть, а также боролся против нее. Даже сегодня, я не только с подозрением отношусь к системе, но всецело ненавижу ее. И в таком случае, я имею в виду каждого, и все что выражает систему в любом понимании, в том числе охранников на концертах. Конечно, я знаю, что они находятся там для того, чтобы защитить меня, но с другой стороны, именно эти ребята стоят между мной и моими фанатами, они как полиция и они ведут себя как полиция. Песня Freedom выступает против всей организованной власти, хотя я написал ее в основном как протест против организации PMRC. Элис попал на первое место их хит списка. Элис должен напечатать всю лирику на конверте своей пластинки, и он должен заставить их одобрить эту лирику. Меня не волнует, будет ли напечатана моя лирика на конверте, но я не думаю, что мне следует это делать. Я написал Freedom вместо жалобного письма, пусть PMRC и все они знают, что я о них думаю. Эту организация (PMRC) не стоит воспринимать слишком серьезно. На самом деле, это всего-навсего четыре престарелых дамочки в Вашингтоне, которые пытаются как можно сильнее разрекламировать своих мужей, всех влиятельных политиков. С тех пор как глава PMRC, Альберт Гор, заявил о том, что в детстве он курил траву и слушал громкую роу музыку. (Все это вскрылось в ходе его предвыборной компании на пост президента), дни этого движения сочтены”.

Кто знает, когда мы увидим как Элис Купер выступает в Британии при поддержки группы Chrome Molly, быть может, мы поприветствуем будущего губернатора Аризоны.. Винсента Дамона Фурньера.

Элис Купер только что покинул лейбл МСА. Эта компания выпустила два его последних альбома, Constrictor и Raise Your Fist And Yell. Однако отношения между артистом и рекорд лейблом по всей видимости были натянутыми уже давно. На днях, на хэдлайнерском концерта Элиса в Лос Анжелесе на стадионе Long Beach Arena присутствовали представители ряда рекорд лейблов, и понятно, что ему очень хочется побыстрее подписать новый контракт.

 

Перевод – Дмитрий Бравый 27.01.2002

 

Hosted by uCoz