Газета    Phoenix New Times    май 1996г.       автор: Serene Dominic

 

Шатаясь с мистером Купером 

Старые паучиные глаза возвращаются с новым летним турне – но на этот раз, он оставил гильотину дома. 

 

Телевизионные герои, которые стали воплощением Америка в 70-х, имели отвратительную привычку «взрослеть». Горячие Губки Хоулиха превратились в Сьюзан Би. Энтони Корейского DMZ, пока всеми любимый фанатик Арчи Банкер превращался в политически корректного бармена такого вежливого, что авторам шоу пришлось в отчаянье убить его глупую жену, Эдит.

Но 48-ми летний Элис Купер – который последние 25 лет на сцене и на экране играл родного сына Феникса Винсента Фурньера – вовсе не собирается взрослеть, даже не смотря на то, что его неоднократно возводили в статус иконы.

Примерно за год до того как у Купера появился его первый хит --"Eighteen," с его третьего альбома, Love It to Death – самопровозглашенный теленаркоман начал свою телевизионную карьеру со злополучного телеконцерта 70 года вместе с Игги Попом который был подвергнут цензуре в нескольких городах за "неуместное поведение." Однако с этого момента Купер попал на телевикторину Hollywood Squares, и частенько появлялся на ночных разговорных программах и в коротких рекламных телероликах.

Сейчас он планирует летний повторный показ, отмечая свои четверть века в роли крестного отца театрализованного рока гастролями величайших хитов. Начиная трехднеыные концерты "Один Вечер, Одна Сцена" с хэви металлическими здоровяками Scorpions, «Старые Паучиные Глаза», как Боб Дол, настоятельно обращаются к своей публичной персоне в третьем лице, так, если бы Винсент Фурньер давал интервью, а Элис Купер находился бы в соседней комнате играя со своими питонами боа.

«Это летнее турне, так что мне хочется еще больше позабавится над Элисом," говорит он о текущем турне, на котором личность важнее сценического реквизита. «Я даже общаюсь со зрителями. Элис никогда не разговаривает с аудиторией. Гораздо важнее быть более свободным и не давать обычное, заурядное шоу Элиса Купера. На этот раз, я не стану подчеркивать визуальную сторону представления».

То, что зрители теряют гильотины и веревки висельника должно компенсироваться тщательным аудио воссозданием 20-ти альбомного каталога Купера. Давайте спросим Элиса.

"Когда я пошел посмотреть на Stones на гастролях Steel Wheels, я понял, что мне хочется, чтобы они играли свои песни точно также как они звучат на пластинках," отмечает Купер. "Мне не хотелось, чтобы они джемовали, импровизировали, сыграли 'Brown Sugar' в стиле реггей.

"Я всегда работал с группами ориентированными на тяжелую гитару. Но эта гастрольная группа ориентирована как на тяжелую гитару, так и на тяжелый вокал, так что мы можем играть 'Poison' и звучать как на пластинке без использования записи. Мы играем много старых вещей, таких как 'Only Women Bleed,' 'Billion Dollar Babies,' 'Desperado' – мы выбрали классические песни. Мы можем взглянуть на публику и спросить, 'Что вы хотите услышать?' Я просто прислушиваюсь к самым громким крикам."

Купер говорит, что его гастрольный репертуар состоит из 40-ка альбомных хитов которые он выбирает наугад до последнего, хореографического получасового шоу. Все меньше чем отполированная концовка, что по мнению Купера, является "непрофессиональным." А профессионализм в умении представить рок шоу – это кредо Купера еще с тех времен как он играл в Детройте на одной сцене вместе с Игги Попом. Это было на телепрограмме 1970 In Concert с Игги и группой Stooges которые пригласили Купа, телешоу транслировалось в нескольких филиалах компании ABC, в том числе в Сент Луисе и Цинциннати.

"Это телешоу транслировалось в полночь," рассказывает он. "В то время, у нас еще не было денег чтобы купить реквизит; у нас были только простыни и подушки взятые из гостиницы Holiday Inn." Не важно – Элис накрыл группу простынями как покрывают мебель в доме привидений. Затем ребята стратегически разрезали парочку удобных диванных подушек и тонкую вуаль! Вместо скандала! "Мы дрались подушками на сцене, и нас запретили; как же это было безобидно?" Возможно, что Игги, выступавший в первом отделении, заставил обратить на себя внимание – поп взял пригоршню льющегося через край арахисового масла, щедро размазал его по своей голой груди, потом он бросил его в аудиторию, после того как предложить им слизать его. Элис и Игги – старые друзья, но сегодня их боевая сценическая стратегия диаметрально противоположна.

"Было всегда не просто подражать Игги," говорит Купер. "В живую, Stooges были бесподобны. Они не были супер группой, но они могли бы замучить аудиторию всего четырьмя песнями. Это было бесподобно. Тогда как шоу группы Alice Cooper было построено на финале. Там было минимум импровизации. Мы стали неотъемлемой частью шоу бизнеса, потому что не делали ничего, что не было бы отрепетировано.

"Лучший комплимент, полученный мной был сделан Гручо Марксом, который сказал, 'Элис Купер – это последняя надежда водевиля.' И это была правда. Мы играли рок водевиль. Люди напротив утверждали, что рок – это и есть шоу бизнес. Но любая хорошая группа была шоу бизнесом."

Также как и живые концерты, альбомы Купера глиттер эры были сработаны так, что в водевиле называли "восторженной концовкой." Между 1971 и 1973, группа Alice Cooper записала четыре альбома которые стали определением рок театра -- Love It to Death, Killer, School's Out и пиковый Billion Dollar Babies. Фильм о гастролях группы '73 года, Good to See You Again, Alice Cooper, указывавший, почему же "Элис – это и есть группа" был ничем иным как призывом к объединению. Не смотря на театральные эффекты – сценические казни, расчленение детских кукол, и т. д..—которые были безупречно казнены, фильм демонстрирует группу которая частенько звучала небрежно и расстроено.

После разочаровывающего альбома 1974 Muscle of Love, лидер певец Элис Купер отошел от группы Alice Cooper и стал рок организмом Элисом Купером. Элис всегда утверждал, что во время спиритического сеанса он узнал о том, что Винсент Фурньер – это реинкарнация ведьмы 17-того века по имени Алиса Купер. Начав с Welcome to My Nightmare – вурдалакского альбома подкрепленного телефильмом, в котором Винсент Прайс дебютировал в поп музыке еще за 8 лет до Thriller – фанатом Элиса приходилось искать сольные работы их кумира в отделе "C" музыкальных магазинов. Последующие гастрольные  группы Элиса играли из оркестровых ям не видимых для зрительской аудитории, в бродвейском музыкальном стиле (Ян Андерсон должен был отшлепать себя при таком повороте событий. Если бы только он изначально не начал называть себя "Jethro Tull" ... ).

До разрыва со своей группой, Элису пришлось рассердить рок прессу – которая решила, что Купер должно быть стал одним из развлекательного истеблишмента – играя в гольф с Джорджем Бернсом и приглашая Лайзу Миннелли подпеть в песне "Teenage Lament '74." Ревизионисты указывают на альбом School's Out как на первый тревожный знак. Не смотря на титульный трек, который призывал взорвать институт образования и на то, что в обложку альбома вкладывались женские бесшовные трусы, сама музыка по большей части походила на продукт элисовского театра - коммуны в духе Вест Саайдской Истории. Первый альбом группы Alice Cooper без предпосылки ужасного шоу, School's Out, не был построен на "захватывающем финале", и не поражал слушателя. Ровный финал пластинки звучит как музыкальное сопровождение эпизода.

Конечно же, Элис защищает все свои художественные предпочтения как бунтарскую добродетель его Элиса. Становится особенно неприятно, когда разговор заходит о выступлениях на телевикторине Hollywood Squares.

"Где Элису нет места? На шоу, когда одни и теже конкуренты выигрывают машины и не разрешают своим детям ходить на его концерты," ликует он.

Если наблюдатели от поп культуры не поняли шутку Элиса относительно его появления на телешоу, они все признали человека со змеей когда в середине 70-х с такими песнями как "You and Me," "Only Women Bleed" и "I Never Cry" он стал любимчиком любителей тихой музыки Барри Манилова. Теперь даже домохозяйки покупали синглы Элиса Купера, даже не смотря на то, что другие песни, такие как "Devil's Food" и "Go to Hell" были созданы для того чтобы разметать их бигуди.

"В течение пяти лет, мы выпускали альбомы на которых было по балладе, и каждый раз, баллада становилась хитом," вспоминает Купер. "В этот период появился стиль Диско, и вдруг рок исчез с радио. Если ты был такой рок группой как Элис или Aerosmith, они предпочитали крутить балладу. Из чего, многие сделали вывод о том, что я попсею. Я играл в клубе Aladdin, и пресса не только говорила о том, что я опопсел, они говорили, что я продался Вегасу."

После появления в провальном фильме Sgt. Pepper вместе с Bee Gees, Элис пережил коммерческий кризис, а потом, он ушел в запой. Его альбом 1978 From the Inside, записывался после лечения в нью йорской больнице от алкоголизма, Элис стал «чистым» и трезвым, но через год он "снова сошел с ума". Сегодня, Элис не может отвечать на вопросы об этом "затемнении" предварительно не опросив своего личного ассистента Брайяна Нельсона о хронологии и о датах выходов альбомов.

"Я что-то помню о Flush the Fashion, но плохо помню, что было во времена альбомов Zipper Catches Skin, Special Forces и DaDa. Нашим самым ужасным альбомом был DaDa, потому что я не в состоянии вспомнить хоть что-то. Каким-то образом нам удалось создать этого героя по имени Former Lee Warmer. Я слушаю этот альбом, и меня бросает в дрожь. Это очень мерзкий альбом. И я до сих пор ничего не понимаю, помню только, что Former Lee жил на чердаке и мучился от голода. Потом Former бродил по дому, а члены семьи начинали считать его пропавшим без вести."

Как только в 86-том Элис наконец-то расправился с бутылкой, он нацелился на новое поколение фанатов равняясь на распускающееся современное поп металлическое движение.  В 1989 MTV заметило Элиса и его спродюсированный специалистом по высшему лоску Десмондом Чайлдом (Шер, Aerosmith, Bon Jovi) альбом – коммерческое возвращение Trash.

"Бесспорно, я вернулся как металлическая группа. Мне нравится металл. Мне не нравился оперный металл. Я принадлежал скорее к школе Мика Джаггера, тогда как во всех этих металлических группах пели натренированные вокалисты, эти сопрано. Меня это удивляло. Зачем подросткам увлекаться этим?"

Элис поет гораздо ниже воплей таких групп как Queensryche, главным образом в среднем диапазоне характерном для современных металлических групп. Тоже не плохо, с тех пор как Элис утверждает, "Я уже не могу петь высоким вокалом. Когда я слышу вопли в песне 'Public Animal Number 9,' я говорю себе, 'Боже ты мой, как же это у меня полуилось?'"

Возможно, что его голос смягчился с возрастом, но вот вести себя на сцене Элис конечно же стал еще порочней. "До этого, Элис всегда был жертвой, потому что я сам был жертвой алкоголя. После победы над алкоголизмом, Элис стал более доминирующим персонажем, он берет зрителей за глотку, когда ему этого хочется. Последние 10 лет мы только так играли с ним."

Конечно же, Элис Купер всегда был экстремальным персонажем, и ужасный грим и остальные характерные вещи которые способствовали развитию куперовской карьеры стали определяющими элементами металлической музыки. Все просто: не будь Элиса Купера, не было бы Kiss, Dio или Motley Crue. И так или иначе, не было бы и дес металла.

В последние годы, Купер снялся в ряде эпизодических ролей в кино, но больше всего он запомнился в фильме «Мир Вейна», когда стареющие хэдбенгеры Гарт и Вейн встречаются с Купером за кулисами  и падают к ногам своего идола, скандируя при этом "Мы не достойны."

Многие ровесники Купера выразили ему подобное почтение, и список приглашенных гостей на альбомах Элиса последних 10 лет читается как список «Кто есть Кто в Хэви Металле»: Оззи, Guns N' Roses, Стивен Тайлер, Bon Jovi, Джо Сатриане. На самом последнем альбоме Купера, The Last Temptation, Крис Корнелл из Soundgarden спел и даже написал одну песню.

Также свой вклад в написание песен этого альбома сделал лидер группы из Феникса Beat Angels, он был соавтором первого трека альбома, "Sideshow." Лидер певец Angels, Брайян Смит общается с Купером еще с начала 80-х, когда Элис, и его старый гитарист Дик Вагнер, (который также играл с Лу Ридом) продюсировали EP коллектива Gentlemen After Dark, тогдашней группы Смита. Теперь Элис вспоминает ту запись.

"Понимаешь, мне понравилась эта пластинка," говорит он, прозаично. Купер оценивает Смита как "замечательного парня. Я думаю, что эти ребята сочиняют очень хорошие вещи. Я настоял на том, чтобы они играли у нас в первом отделении в Фениксе."

Если же говорить о будущем, то планируется выпуск бокс сета редких и нереализованных песен Элиса Купера, а сам Элис пишет в студии концептуальный альбом на величественную тему духовной войны. "Теперь, когда я записываю альбом, мне хочется, чтобы он имел свое повествование. Я пытался записывать беспорядочные альбомы, которые развивались в совершенно разных направлениях и затрагивали ряд различных тем."

Между тем, в рамках своего текущего турне Купер записал концертный альбом (с участием таких гостевых артистов как Роб Зомби, Сэмми Хагар и Слэш), и говорит о том, что он еще кое-что задумал, что будет иметь особый смысл для некоторых жителей Valley:

"Я хочу сыграть на выпускном вечере в школе Cortez High School," говорит он, вспоминая песню "Alma Mater" в которой он излил свои чувства на альбоме School's Out. "Возможно, что мы действительно сделаем это в следующем году и запишем это выступление. Live at Cortez High. В конечном итоге, мы включим Cortez в гастрольный график."

Если Элис говорит серьезно, то студенты школы Cortez могут считать, что он сделает самое грандиозное, сенсационное выступление со времен Carrie.

 

 

Перевод – Дмитрий Бравый 3.07.2003     

 

Hosted by uCoz