Журнал Guitarist - август 1997                                                                                         автор: Neville Marten

 

В зеркале

 

Элис Купер, шоумен и классический исполнитель поп рока, возвращается с новым концертником. На 'A Fistful Of Alice' играет несколько известных гитаристов. Элис рассказывает Нэвиллу Мартену почему они так много значат для него...

 

Когда думаешь о Винсенте Фурньере, он же Элис Купер, придерживаешься образа демона с подведенными черным глазами с 12-ти футовым питоном боа опоясавшим его шею. Возникает заговор таких песен как 'Dead Babies', 'Welcome To My Nightmare' и 'Only Women Bleed' – с большой болей иронии в адрес роли Элиса, об этом нельзя было не говорить, – для того чтобы нарисовать эту ужасающую картинку. Но если заглянуть под грим, отбросить кровь и кишки, появляется автор классических песен.

С момента начала своей карьеры в оригинальной группе Alice Cooper – даже после любительских времен 'School's Out' и 'Elected' – Винсент оставался пламенным поклонником гитаристов. Он всегда окружал себя великолепными музыкантами, начиная от оригинального дуэта Глена Бакстона и Майкла Брюса, до более позднего сотрудничества с Сатчем и Ваем – которых он упрасил поиграть вместе на хите 89 года 'Poison' – и совсем недавняя команда со Слэшем, который сыграл на трех треках на новом альбоме Купера 'A Fistful Of Alice'.

На новой пластинке представлена компания Элиса и его друзей, в том числе Рэб Бичь и Райян Рокси в качестве обычных гитаристов-работяг, без грима и давнего зоологического беспредела. Это хорошо знакомый Элис. Да, нет конечно...

"Не знаю, помнишь ли ты наш последний концертник, после гастролей 'Welcome To My Nightmare'," начинает любезный и вежливый Элис. "Конечно, это был мой наименее любимый альбом всех времен. Нам пришлось вкалывать 2 года," продолжает он. "Я был совершенно измотан, но совершил ошибку завершая турне выпуском концертника. К сожалению, это была совершенно вялая работа. Теперь записывать концертный альбом – одно удовольствие, особенно играя в маленьких залах – никакого тебе Уэмбли, ничего подобного; это зальчик, который рассчитан, может быть 300 мест."

А как же театральные эффекты, которые обычно неотъемлемы от концерта Купера? С ними действительно покончено?

"Осталось минимум театральных эффектов, кроме театра построенного на лирике, на самих песнях. Так что, нет никакой зависимости от шоу бизнеса. Все сосредоточено только на самом Элисе: только рок. И мне это нравится. Мне нравилось слушать Yardbirds в маленьких клубах – тебе знаком альбом 'Five Live Yardbirds'. Мы все начинали с этого; каждая группа, которая приходит мне в голову, начинала с работы в клубе или в зальчике на 100-200 мест."

Учитывая потенциальное разочарование фанатов ожидающих гильотины и бьющих струей артерий,  Купер не беспокоится. "Нет, не думаю, что кого-то это будет волновать. Я считаю, что это дает нам несколько большее разнообразие. Они в курсе, что я занимаюсь всем этим и это всего лишь еще одно измерение для Элиса; это всего-навсего музыка. И нам определенно не хотелось делать акустическую программу, потому что Элис никогда бы этого не сделал. Я не понимаю этого; рок-нролл на акустических гитарах лишается остроты."

Это исключение для всех рок групп, должно быть у Элиса Купера еще больше песен подходящих под этот формат, чем у большинства ...

"Мне приходится утверждать это. И это по причине того, что мы были настоящими авторами сочинителями; мы всегда боролись за песню. Конечно, мне нравятся различные трюки, но я всегда понимал, что за трюками должно быть какое-то содержание."

Любой настоящий фанат Купера может себе представить 'Desperado' с раннего альбома  'Killer' в роли фантастического акустического номера.

"И опять же, абсолютно верно. Конечно, мы до сих пор играем эту песню, и мы будем исполнять ее на европейских гастролях. Мы умышленно вернули такие песни в шоу; вещи, которые мы не играли уже очень и очень давно. Я никогда не буду одним из тех, кто говорит, 'Я не стану играть свои хиты'. Я думаю, что зрители хотят услышать хиты. Но мы имеем преимущество, имея в багаже 23 альбома, исполнять вещи которые несколько глубже, что настоящий поклонник музыки может сесть и сказать, 'O, старик, я так рад тому, что они сыграли эту песню с этого мало известного альбома»."

Оживить альбом Killer?

Если Элис играет для настоящих фанатов музыки, не думал ли он снова исполнить эпик 'Halo Of Flies' с альбома 'Killer'?

"O, пожалуйста, не говори этого. Я все время думаю об этом, но это не так уж просто."

Рассматривая новое, обнаженное, свободное от трюков шоу, не считает ли Элис, что он преуменьшил значение музыки из-за своих потрясающих сценических выходок? Определенно блистательная группа The Tubes пострадала в результате своего концертного безумия.

"Я думаю, что когда мы впервые появились - конечно, особенно, это касается прессы. Мы оказали большое влияние, в визуальном плане, и был такой большой скандал в отношении имеджа и всего связано с музыкой, что некоторые просто забыли прислушаться. У нас было 10-15 пластинок попавших в  top 40, а народ постоянно удивлялся; они услышат песню и спрашивали 'Это были вы?' Да, это были мы! У нас было множество хитов, но я должен признать, что иногда нашу музыку затемняли театральные эффекты."

"Но прикольно осознавать, что мы тратили 90% нашего времени репетируя музыку, так или иначе театральные эффекты не представляли трудности; ты поступаешь в соответствии с содержанием лирики. Но мы соревновались с The Doors и всеми теми лос анжелевскими группами и мы считали, что должны быть не хуже их. Музыкально, у нас должен был быть торт прежде чем мы смогли бы наложить на него глазурь."

Ранние альбомы Alice Cooper, такие как 'Pretties For You', 'Easy Action', 'Killer' и 'Billion Dollar Babies' были наполнены сильными поп песнями с большим упором на вокальные распевки и мудреные аранжировки. Каким-то непонятным образом, Элис превратился в чудовище хэви металла. Почему? Вопрос для святого вопля.

"Понимаешь, это смешно. Я считаю, что первой настоящей группой хэви металл были The Who, Джими Хендрикс тоже был хэви металлом. Но если ты спросишь, что это за элемент хэви металла и как он связан с Элисом Купером, ну, это просто... грандиозность. Я говорю о таких группах как Pantera, где все на одном уровне, все в одном темпе, и очень мало света и тени, но такой уж подход хэви металла; такой, знаешь ли, грандиозный звук, 'Давайте как посмотрим, насколько громкими мы можем быть с таким подходом."

"Когда я впервые услышал 'Are You Experienced', я не мог поверить в то, насколько это энергично. Тогда, у нас еще не было понятия «хэви металл», но точно был термин «тяжелый рок». Конечно, я не знаю, когда все изменилось для нас, но я постоянно пытаюсь объяснить людям, 'Хорошо, если я играю хэви металл, тогда я считаю, что и Aerosmith это хэви металл и я считаю, что... ну, ты понимаешь?"

Но я никогда не считал нас хэви металлом. Мы записали два альбома в таком стиле, 'Constrictor' и 'Raise Your Fist And Yell'; эти две работы на прямую были связаны с хэви металлом. Но корни Элиса это The Yardbirds, The Who, The Kinks, 'Вест Сайдская История' – мы взяли что-то у театра и у телевизионных тем – Джон Барри, и ему подобные – и мы связали все это с подходом тяжелого рока."

"И я всегда ориентировался на гитару. Это никогда не будет группа с упором на клавиши или на вокалы. Вокруг меня всегда было по крайней мере два великолепных гитариста, потому что для меня это сущность рок-н-ролла. Я мог бы сидеть и вечно слушать Майка Блумфилда и Элвина Бишопа (Paul Butterfield Blues Band), или Джимми Пейджа и Джефа Бека (The Yardbirds). Эта комбинация двух гитаристов всегда была убедительна! Ты действительно должен понимать это."

"Оригинальная группа Alice Cooper была крута тем, что они не смогли бы сидеть и джемовать с блюзовой группой. Они не знали как это делается. Они могли бы джемовать с Pink Floyd, или Devo, но не с Canned Heat."

Эл Питрелли, гитарист более металлического периода Элиса, утверждал, что при работе над аранжировками новых песен, Элис мог услышать идеи песен рождавшиеся у него в голове и предложить эти идеи музыкантам со словами, 'Попробуйте-ка вот это'. Так все и было?

"Я всегда пробовал заставить гитаристов играть в соответствии с песней. Тем кто вступает и начинает заниматься долбежкой я говорю, 'Техника – это ужасная вещь, она не имеет никакого отношения к песне. Мне необходимо, чтобы все было сыграно в среднем темпе; мне нужно, чтобы все было сыграно в стиле Джо Перри; основательно, ничего высокого, низкого... сыграйте мне мелодию, дайте мне фразировку'."

"Мне нравится музыкант владеющий фразировкой. А многие из этих парней считали, что я собирался нарулить звучание Van Halen, но я говорил совсем об обратном. Когда пора отработать звучание, мы найдем его, но для Under My Wheels мне не нужна долбежка. Если ты едешь через всю страну, тебе не хочется разгонятся на машине до скорости 90 миль в час. Так что, когда мы сочиняли песню, или же репетировали ее, я мог услышать, что следует дальше делать и когда это должно прозвучать. Я всегда говорю: 'По мне так лучше, если вы не доиграете, чем переиграете'." Кавалеристы Купера: выступают рядом с Элисом.

Как Элис уже сказал нам, он любит своих гитаристов. Конечно, я люблю гитаристов. Мне нравится их слушать, и я даю им большую свободу. Если я слышу как кто-то классно играет, я говорю: «Эй, поиграй-ка это еще 3 минуты!» Я всегда буду прослушивать гитаристов. Я привык играть на ритм гитаре, но вокруг было так много хороших гитаристов, что я подумал: «Зачем я занимаюсь этим?» К тому же, это также может мне мешать.

Вот всего лишь несколько человек из множества гитаристов, которых мистер Купер вспоминает с особой любовью.

 

Глэн Бакстон – оригинальный гитарист Купера

 

Глэн был очень оригинально звучащим гитаристом – он скореее был Сидом Барретом чем Джеффом Бэком. У него было 7 миллинов примочек и кнопок и подобных штуковин, были разные переключатели. Его основной принцип заключался в вопросе: «Сколько концертов ты можешь отыграть на этой гитаре?» Но эта группа могла исполнять песню Halo Of Flies очень натурально. Ты шел к другой группе и говорил: «Отлично, вы замечательная группа, теперь сыграйте Halo Of Flies…» И у них ничего бы не получилось. Для нас это было замечательно, обычная музыка – 17 000 изменений за 2 минуты!

 

Так сильно их люблю

 

Davey Johnstone (гитарист Элтона Джона) был одним из тех великолепных вспомогательных гитаристов, которые могут исполнить что угодно. Я думаю, что если бы на всю мою оставшуюся жизнь, у меня появилась бы возможность взять двух гитаристов, скорей всего это были бы Ричи Самбора и Дэви Джонстон. Дэви – один из крутых гастрольных парней всех времен. Наверно, сейчас он гастролирует вот уже почти 30 лет. Ричи – один из тех, кто может сыграть все что ты скажешь; он может играть Джими Хэндрикса, Джорджа Харрисона и он может играть в своем собственном стиле.

 

Малыши на миллиард долларов

 

Дик Вагнер – убийственный гитарист. Больше половины наших самых больших хитов я сочинил с Диком. Он был прекраснейшим сочинителем баллад. Он мог сидеть и придумывать аккордные структуры, которые были бы просто… ох. Как только я слышал аккордовую структуру, я говорил: «О, в этом что-то есть! Вот нечто под названием Only Women Bleed. Я не знаю, что будет дальше, но сейчас ты играешь как надо.» мне нравилась его игра.

 

Убийцы

 

Когда мне подвернулась возможность поработать с Вэем и Сатриане, я подумал: «Если я на одной песне просто соберу этих двух парней, это будет настоящая удача.» И все зазвучало просто превосходно, когда я собрал их на Feed My frankenstein. Судите сами. Мы сделали так, что Вэй записал свою партию первым, а потом пришел Сатриане, послушал песню и сказал: «О кей, я могу сделать потрясное дополнение». Я всегда буду искать гитаристов.

 

Силы спец подразделения

 

Сейчас, у меня есть Райян Рокси и Рэб Бичь, Райян играл с Джилби Кларком, а Рэб конечно же играл с Winger. Вместе, это просто потрясные гитаристы. Райян может сидеть и играть все начиная с Love It To Death, и конечно, это будет звучать как на пластинке. Он нашел звучание, аккордовую структуру, гармоничный стиль, а Рэб играет, накладывая на все это свое соло. Превосходное звучание.

 

Добро пожаловать в мой кошмар

 

На новом концерном альбоме, Слэш играет на песнях Lost in america/Only Women Bleed и Elected. Он – прекрасный, расчетливый гитарист. Он пришел и сказал, что хочет сыграть на Only Women Bleed. Обычно, Guns NRoses играют эту песню, а он играет эту гитарную партию. В конце концов, на последнем турне, он отыграл с нами на 5-6-ти шоу. Наверно, Слэш мог бы подготовится и отыграть весь концерт, потому что он фанат; он знает все песни.

 

Красотка для вас

 

Сэмми Хагар ирает на песне Schools Out (что можно услышать на CD). Сэмми удивил меня. Действительно, мне всегда было некогда послушать как он играет, но он, в самом деле может играть. Но я думаю: «Как ты можэшь подниматься на сцену и играть с Эдди?»

 

 

Перевод – Дмитрий Бравый – 5.06.99 и  19.01.03

 

Hosted by uCoz