Газета Phoenix New Times   21.08.97    автор: Gilbert Garcia

 

Конец Уроков

Он может быть крестным отцом шок рока, но Элис здесь больше не живет.

 

В 1982, Пит Тауншенд сел, для того чтобы дать одно из своих многочисленных, длинных интервью журналу "Rolling Stone". Главной темой разговора была затянувшаяся битва Таунсенда с бутылкой, которая на тот момент привела его для излечения в клинику. Между тем, гитарист Who произнес напыщенную речь о рокерах продвинувших искусство выступления. Он тут же вспомнил знаменитую байку начала 70-х о том, как Элис Купер оттяпал голову живому цыпленку на сцене на рок фестивале в Торонто. Для Таунсенда, подобное действие было не простительным. "Я никогда не поздороваюсь с ним на улице," сказал Таунсенд о Купере.

Да, Элис Купер до сих пор терпеливо объясняет всем тем, кто спрашивает – вот совсем недавно на телеканале VH-1 этот вопрос задал Ру Пол - он ответил, что такого вовсе не было, по крайней мере, не так как об этом писали. Но реплика Таунсенда лишь укрепила идею того, что Купер, неоспоримый крестный отец шок рока, хотя он все еще может ради уважения.

Самая знаменитая гольфирующая рок звезда из Scottsdale's должна чувствовать это. Есть особенно показательный момент, почти, что в самом конце его нового концертного альбома, "A Fistful of Alice" – записанного в клубе Сэмми Хагара Cabo Wabo Cantina в Кабо Сен Лукас, Мексика. В середине песни "Elected," одного из славно непочтительных ранних хитов который сделал его звездой, Купер изменяет свой собственный припев, меняя старое утверждение на новый вопрос: "Уважаемый? Нет, я хочу быть избранным." Как Билл Клинтон, Купер знает, что иногда ты так или иначе должен вести себя пристойно.

 

Элис Купер и KISS.

 

Мы обречены, сравнивать этих двух артистов. И Купер, и Kiss были самыми популярными рок актами 70-х, и те и другие подарили подростковым массам дико театральное искусство шоу. Их песни крутили по радио, продавались пластинки, у них были группиз и спортивные автомобили. К сожалению, для самой критике осталось мало места. Глядя сейчас на все это, стоя у порога миллениума, они выглядят ровесниками, но время от времени Купер напоминает тем, кто берет у него интервью, о том, что KISS появились на несколько лет позднее.

"Я считаю, что каждое поколение должно изобрести свою собственную версию Элиса," сказал он недавно в интервью журналу 'Island Ear.' "У KISS получилась своя версия. Это была производная версия, но при этом совершенно иная."

Для рок писак 70-х, обе эти группы представляли грубую эксплуатацию глупых молодых умов. KISS критиковали за то, что они передирают все у группы New York Dolls, тогда как Купера клеймили за то, что он заимствует идеи у своего приятеля, уроженца Детройта Игги Попа. И у KISS (Destroyer) и у Купера (Love It To Death) были свои прорывные альбомы спродюсированные Бобом Эзриным. И обе группы пережили беспорядочные десятилетия, противореча логике согласно которой они были бросовым товаром для подростков.

Как Купер, так и Джин Симмонс, самый убедительный оратор KISS, это умные, четко выражающие свои мысли люди которые по достоинству ценят всю абсурдность своего успеха и несут свою преданность американской бросовой культуре словно символ гордости. В 1995 во время рок-н-ролльного сериала PBS, Купер отыскал философию в зарождающемся стиле своей группы.

"Для нас, это была комбинация комиксов, всех виденных нами ужастиков серии RKO," сказал Купер. "Мы были законченными студентами тривиального телевиденья. Мы не читали ничего кроме дешевых новелл.

"Мы были истинным воплощением американского некультурного общества. Все что мы сделали, так это изобрели этого Франкенштейна по имени Алиса Купер который был настоящим отражением этого."

Проблема карикатурных, раздутых образов представленных Купером и KISS состоит в том, что они были нацелены исключительно на мальчиков - подростков. Конечно, по большому счету, рок предназначен для молодежной аудитории, но величайшим артистам удается повзрослеть вместе со своими зрителями. Stones удалось сделать это, и переростки до сих пор без смущения могут подпевать "Brown Sugar" или "Wild Horses". В случае KISS, 15-ти летние, фанатичные поклонники, к 17-ти годам отрекались от группы, под давлением сверстников они ищут более утонченное беспокойство.

Для Купера, переломный момент наступил в 1975 с выходом альбома 'Welcome to My Nightmare.' Вплоть до этого момента, Элис Купер представлял имя группы, а не только певца. Этот квинтет стал разделительным рубежом между протопанковыми гаражными группами 60-х (the Barbarians, the Count Five) и нарождающейся волной  британского хэви металла начала 70-х (Black Sabbath, Led Zep). Что привели к грубым, небрежным и волнующим результатам. С 1971-73, неистово и быстро посыпались хиты -"Eighteen," "School's Out," "No More Mr. Nice Guy," "Under My Wheels," "Elected"- и Купер начал развиваться на сцене, тщательно продумывая симуляцию смерти при помощи гильотин, повешенья и обезглавливания детских кукол.

Пресса начала вовсю писать об ужасном шоу группы, но на самом деле самих детей привлекала музыка с остроумной артикуляцией подросткового отчуждения. Главный герой всех лучших песен группы был – как и сам Купер – в основном хитрым, циничным, величественно смущенным и постоянно не правильно понятым. Имедж "Элиса," это ужасающий продукт американского декаданса, этот образ парил над всем этим материалом, и предлагал огромный потенциал для иронии. В песне "No More Mr. Nice Guy," Купер предстает в образе внимательной души помогающей старушкам перейти улицу, до тех пор, пока общество не осуществит пророчество для него и не превратит его в чудовище. В  "Elected," урод-упырь становится кандидатом в президенты, и в то время, когда Никсон заседал в Белом Доме, трудно было найти что-то более точное.

С выпуском 'Welcome to My Nightmare,' Купер не только бросил свою группу – главную музыкальную потерю – но и окунулся в ужасный мир Винсента Прайса, намекнув тем самым на свои ранние альбомы. Он также, впервые, попал в первые строчки чартов с балладой, "Only Women Bleed."

С этого момента, мы стали считать Купера мастером поп музыки, парнем который нехотя восхищается Bee Gees, и называет Лауру Нуро "величайшей женщиной – автором песен всех времен." Во время своего «мягкого» периода творчества Купер потерял множество своих поклонников, но создал одну неоспоримо великую поп песню - "I Never Cry." На новом концертном альбоме, Купер воскрешает эту тему, и прекрасная мелодия песни рождает магию с помощью голосовых связок 49-ти летнего Купера. Так самое чувствительное исполнение на альбоме заряжено напыщенностью.

Так что же тебе делать, когда твои старые фанаты перерастают тебя, как это случилось с KISS и Купером? К сожалению, для обеих групп, это означало попытку захватить новый урожай подростков, любыми доступными способами. Когда MTV сдалось под натиском моды легких, металлических групп волосатиков 80-х, Купер и KISS пошли на поводу у моды и не хотели лишаться дорогой жизни. Купер перевел себя в низшую категорию, обратившись к беспощадному металлу, и, сотрудничая с таким наемными лошадками как Десмонд Чалд, человеком который почти в одиночку сделал радио на десятилетие невыносимым. На 'A Fistfull of Alice,' Купер выдает один популярный хит того периода, написанный в соавторстве с Чайлдом, глупый удар "Poison." В интервью газете 'Island Ear', Купер сказал, "Poison всегда производит фурор." Если говорить точнее, он просто убивает.

Наверное, Купер начинает понимать, где находится его истинная ниша. На своем последнем турне, он почти отказался от ужаса, наверное, неплохая идея для отца троих детей который 21 год был женат. Кто знает, возможно, ли здесь некоторое соревнование с Мэрилин Менсоном.

"На самом деле, ты больше не можешь шокировать аудиторию, так что я перестал пытаться делать это, решив лишь развлекать их," говорит он. "Я осознал, что не могу быть более шокирующим, чем канал CNN."

Что у Купера всегда получалось хорошо – и до сих пор получается время от времени – так это рассказывать о подростковом разочаровании. На своем последнем студийном альбоме, он заново открыл свой талант в песне "Lost in America," любимой вещицы Бивиса и Батхэда которая зазвучала удивительно правдоподобно из уст средневозрастного мужчины.

Новая песня на диске 'A Fistful of Alice,' "Is Anyone Home?"- частично записанная на студии Phase Four Recording в Tempe-tills, впечатляет. Она словно напоминание, когда он не пытается кричать, как он это делает, исполняя старые гимны, Купер остается одним из величайших рок певцов. Он даже обнаруживает связь между подростковым неврозом который сделал его знаменитым, паранойей и одиночеством которые могут прославить тебя: "Я живу в большом, темном доме, и никого нет дома/только я и моя мышка."

Возможно, Купер хочет, чтобы его вновь признали в после нирвановском мире, или, может быть, он понимает, что все позабыли о его экспериментах с театром, и будут судить о нем по его песням.

"Люди забывают, но если сама музыка никуда не годится, все остальное не имеет значения," сказал Купер в прошлом месяце в интервью газете 'New York Daily News'. Кажется, Элис Купер слишком долго страдал от знакомой амнезии. Его творческое будущее будет напоминать о его восстановленных воспоминаниях.

 

 

Перевод – Дмитрий Бравый  4.07.2003    

 

Hosted by uCoz