Журнал Classic Rock (Англия) сентябрь 1999г. автор: Daniel Letch

Добро пожаловать в мой кошмар…..

Элис Купер наизнанку

Тяжело поверить в то, что история Элиса Купера теперь охватывает невероятные три десятилетия, – когда сам Элис слишком энергично соглашается с этим. Шизофреничный певец прошел через взлеты и испорченные алкоголем падения, но, не смотря на то, что музыка иногда разочаровывает, эти живые шоу никогда не были менее пленительными. Дениэл Ленчь не достоин…

30 лет – чертовски долгий период времени в любой книге. Стоит задуматься. В определенных уголках мира, есть страны, которые десять раз сменили свои названия за половину этого срока. И если вам посчастливилось быть оригинальным, переодевающимся в женское платье, полосующим младенцев шок рокером, Элисом Купером, артистом, который провел большую часть этого времени, прячась на дне бутылки виски, эти 30 лет равносильны нескольким жизням.

“Мы больше всех удивились долголетию Элиса Купера”, фыркает человек под маской, прибегая к странно множественному числу. “В конце 60-х, пресса утверждала, что мы не протянем и 10 минут. Быть может, они были бы и правы, если бы мы так и не встретили Боба Эзрина”.

“Мы понимали, что у нас есть великолепное сценическое шоу, фантастический имидж и уникальная концепция, но я к тому же знал, что если мы не сможем играть также хорошо как Led Zeppelin, тогда нас просто грохнут на сцене. Мне с легкостью давалось это шоу, куда труднее было сочинять такие песни как school’s Out и Billion Dollar Babies”.

В оригинальной группе Alice Cooper играли Майкл Брюс и Глен Бакстон (гитары), Деннис Данэвей (бас), и Винсент Фурньер, он же Элис. Они появились в 1965 как временный коллежский эксперимент под именем The Spiders. В 1967 эта странная и очень шумная инкарнация также не долго существовала под именем The Nazz, прежде чем в конечном итоге не рекрутировать барабанщика Нила Смита и во второй половине следующего года не превратится в группу Alice Cooper. История имела продолжение в одну из ночей, пока группа платила за дом обратясь к своему менеджеру, его мать – экстроверт вытащила гадальную доску “ради успеха”; и предложила сделать для них прочтение. Без единого намека, и одним глазом выискивая подходящее выражение, как говорят, руки женщины выводили буквы A-L-I-C-E-C-O-O-P-E-R. С этого момента история гласит, что Элис на самом деле был воплощением ведьмы, которая обосновалась в теле певца.

“Элис Купер – это такое 100 процентное американское имя. Мне понравилась идея, что люди будут считать Алису Купер белокурой фольк певицей. Это имя родилось как плевок в лицо обществу. С таким именем как Элис Купер, мы действительно заставили их страдать!”, говорит Элис в интервью, котрое можно найти в его последнем 50-ти фунтовом бокс сете. (“Жизнь и Преступления Элиса Купера”).

И он не шутил. Группа Alice Cooper ревела против изнанки мира, любви и обычной ерунды недоучки, счастливчика-хиппи, котрой было пропитано все в самом конце 60-х. Живая, дышащая реальность черных, кислотных осадков Атламонта. В лице таких лос анжелевских групп как Love и The Doors (с котрой как известно группа Alice Cooper столкнулась во время припадков длительного алкогольного угара) группа ринулась в атаку разрушая все запреты, которые считались не зыблемыми для современного общества.

Элис помнит до сих пор самый первый выход группы на сцену.

“Мы играли на поводу у The Doors и на разогреве у всех этих глюковых групп и в самый первый раз я назвал себя Элисом Купером, я был весь измазан гримом, на мне был розовый, клоунский костюм, я с пушистой афро-американской прической. Должно быть я выглядел как самое жуткое существо на двух ногах!”, хихикает он.

Но их второе выступление привело к контракту с лейблом Френка Заппы Straight Records. На вечеринке Ленни Брюса группа Alice Cooper играла для четырех сотен друзей и гостей – и быстро очистила здание!

“Френк увидел это и сказал: “Я просто обязан подписать на свой лебл группу которая может так быстро очистить помещение!”. Тогда все были увлечены этим ужасным дерьмом. Мир Любви. А потом на сцену вышли мы и начали надругаться над песней the Who, и были похожи на каких-то космических франкенштейнов!”.

На пару с независимым продюсером Бобом Эзриным, оригинальный состав группы Alice Cooper перезаписывает рок историю. Если дебютный альбом 1969 Pretties For You не зажег мир часто раздражающими и неловкими ритмами, он, безусловно, выделил коллектив как звуковую пощечину по лицу.

Начиная с пластинки 1971 Love It To Death, и продолжая серией все более отполированных и успешных альбомов, началась безусловная эра Элиса Купера: Killer (1971), School’s Out (1972) и Billion Dollar Babies (1973), каждый диск еще более экстравагантный и успешный, чем предыдущий.

“По моему мнению, самым определяющим альбомом Alice Cooper всегда будет Love It To Death. Эта пластинка лучше всего характеризует нас, и я действительно считаю, что мы лишь сделали большой шаг, когда записали альбом Billion Dollar Babies”, замечает Элис, принижая мощь самого любимого релиза группы. “School’s Out стал № 1 в Англии, № 2 в Штатах, а потом Billion Dollar Babies также сразу попал на первое место, вот что было важно”.

“Вдруг на сессиях записи альбома появился Марк Болан, Ринго Старр, Кейт Мун и Донован, для того, чтобы послушать музыку. Джон Леннон сказал мне, что песня Elected в то время была его любимой записью. Он сказал, что прослушал эту вещь почти сотню раз, но в конце нашей беседы, он заметил: “Конечно, ты же понимаешь, что Пол спел бы лучше!””.

Альбом Love It To Death дар миру хит Eighteen, Smells Like Teen Spirit тогдашнего поколения. Дети, подростки и потенциальные бунтари всего мира объединились под сплачивающий зов Элиса. Как к Курту Кобейну 20 лет спустя, молодежь начала 70-х обратилась к Элису т. к. они решили, что он понимает их смущение и неприязнь наседающего мира взрослых. “Мы даже не умеем сочинять стихи”, брюзжал Элис в обманчиво простом заявлении поколения.

Но если Элис делает свое заявление на Eighteen как лидер банды, песня the Ballad Of Dwight Fry стала метафорическим сердцем и душой альбома Love It To death. Шизофреничный вокал, Dwight … составил план для будущих сольных работ Элиса, кульминацией которых станет пропитанная паранойей психодрама диска Welcome To My Nightmare.

“Самые опасные вещи начались после того как у нас появился хит”, вспоминает Элис. “Когда песня Eighteen стала успешной, а эта группа которую все обычно пинали и говорили: “Да, на них прикольно посмотреть, но они ничего не значат”, теперь добивалась всеобщего признания. И когда потом мы выпустили альбом School’s Out, который попал на первое место, тогда все – телевиденье, радио, музыкальная пресса, простая пресса – всем захотелось получить частичку нашей группы. Мы официально стали самой опасной группой в мире т. к. были извращенными и нам не куда было спрятаться”.

Чем более нелепыми были альбомы Элиса Купера, тем более причудливыми были сценические шоу. Они развивались от такого простого сценического реквизита как безголовые пластиковые куклы, забрызганные кровью цилиндр и фрак, до фальшивых казней. От казней на самодельных электрических стульях, многократных повешений на настоящей виселице, до последнего триумфа нереальности в форме полноценного обезглавливания под лезвием огромной гильотины – Элиса можно было убить любыми средствами!

Насколько Элис был очевидным лидером группы, фронтмен стремился к тому, чтобы коллектив представлял как всецело функциональную группу, даже сегодня он подчеркивает это, когда вспоминает свои успешные, золотые деньки.

“Если бы это не был уникальный, индивидуальный баланс психозов каждого музыканта группы, тогда судьба группы Alice Cooper была бы предрешена. Деннис играл на басу лучше, чем кто бы то ни было – он играл басовые соло, чем Глен играл свои гитарные соло. А Нил, он был 100 процентным рок барабанщиком – он узнавал сколько барабанов у Кейта Муна, а потом шел, и покупал на один больше, лишь затем, чтобы позвонить Кейту и спросить: “Эй, старик, сколько у тебя барабанов?” “36”, “А у меня 37!”.

Тогда как сегодня Элис Купер считается воплощением американского рок музыканта 70-х с кричащими театральными эффектами шок рока отражающими замечательные моменты его музыкального наследия, первого успеха группа Alice Cooper добилась в Англии. Когда они впервые попали в наши хит парады с песней Eighteen, группу Alice Cooper причислили к в то время зарождавшейся глем рок сцены, ассоциация которая кажется и сегодня живет в британском сознании (в последней программе “канала 4” Элис попал в первую пятерку глем звезд 70-х).

“Когда мы впервые приехали в Англию, единственной местной глем рок группой были T. Rex, Девид Боуи был еще не настолько глемовым. Вскоре мы поняли, что английские подростки не только считают нас частью глема, но что им также понравился насильственный аспект шоу Элиса Купера, – мы делали это смешнее и мрачнее, чем все остальные. The Sweet пытались мило выглядеть. Конечно, мы не старались выглядеть такими миленькими. Мы смотрелись как некая смесь Беби Джейн и Лиззи Борден”.

“Я считаю, что во многом своим успехом мы обязаны исключительно Британии. Когда Мери Вайтхаус попыталась запретить нас в Англии, мы были № 1! И в то время американцы смотрели на Англию и ждали появления очередной хорошей группы: yardbirds, Zeppelin, Floyd, Kinks – все это были английские группы, и для нас впервые прорваться здесь на сцену было серьезным заявлением. Я очень уважаю англий2ских поклонников!”.

Когда шоу Элиса Купера перенеслось из маленьких клубов в большие залы и в конце-концов на стадионы Северной Америки, дух лидера группы изменила соответствующим образом. Яркий, психоделический линейный грим первых альбомов превратился во что-то совершенно зловещее. Линии исчезли, и теперь на их месте появились печально известная маска клоуна-убийцы. Сформировался фирменный имидж Элиса.

“Кокое то время я использовал “паучинный” грим и видел очень много своих фотографий, где я в одной и той же раскраске”, теперь объясняет он. “Я понял, что должен изменить свой имидж; превратить его в отражения духа слабоумия окружавшего группу. Я увидел старый цирковой плакат, на половину оторванный от стены, на нем было лицо клоуна примерно с такой же маской, которую я использовал, только у него был красный грим, а мой должен был быть черным. Это лицо смотрело на меня очень зловеще. Так что если Элис должен был быть самым жутким уродом, тогда это была его участь”.

“Меня часто спрашивают, почему я уволил оригинальную группу. Но я никогда не увольнял группу Alice Cooper, все дело в том, что они сами себя уволили”, продолжает Элис. “я зарабатывал с ними на равных, мы все делили поровну, и мы все в равной степени участвовали в работе над каждой пластинкой. После того как был закончен Muscle Of Love, мы встретились для того, чтобы записать еще одну пластинку, но все хотели записывать свои сольные альбомы. Деннис хотел звучать как Pink Floyd, Майк хотел быть Джеймсом Тейлором, я не знаю какую роль выбрал для себя Нил, но никто из них не хотел развивать тему театра”.

“Они считали, что из-за того, что театр был успешным для нас, эта тема была исчерпана, и поэтому пришла пора изменится. Для меня такое отношение стало ударом ниже пояса, я сказал: “Вы, что, шутите?”. Нас признали критики, мы истекали кровью, но не были побежденными и взошли на вершину горы…и теперь у них пропало всякое желание? Ни за что! Для меня пришло время подняться на следующий уровень, пока мы еще привлекали к себе всеобщее внимание. Таким образом, мы распрощались и пожелали друг другу удачи”.

“Я ушел и взял имя, так как в реальности, я был Элисом. И на самом деле, они больше не хотели играть под именем Alice Cooper, а я хотел”.

В 1975 с Бобом Эзриным за пультом, Элис выпустил по общему признанию свою самую прекрасную сольную работу, альбом Welcome To My Nightmare.

“По причине того, что наш предыдущий сценический продукт обошелся нам в приличную сумму, мы не были, что называется мега богаты. У меня было около 400000 долларов, а у моего менеджера Шепа примерно столько же. Так что мы вложили все до копейки в welcome To My nightmare. Мы понимали, что, либо этот продукт должен быть очень популярным, либо мы разоримся. К счастью, альбом очень хорошо продавался”.

Представляя такие новые классические вещи как Department Of Youth, глубоко сатирическую оду некрофелии Cold Ethyl, и самую популярную на тот момент песню Элиса Only Women Bleed… “Кошмар” катапультировал Элиса на серьезную, совсем другую территорию. Нельзя не упомянуть обычное сознание среднего, оскорбленного американца. Просто эти домоседы могли разделить все веселье снятое Элисом в Англии для визуальной копии альбома. В результате шоу Nightmare транслировалось по национальному телевиденью, заработав за визуальные эффекты номинацию Гремми.

“Конечно, сценическое шоу было таким, каким его хотела видеть публика – следующий уровень. Теперь мы могли показать им все то, чем должен был заниматься Элис. Нам хотелось развивать персонаж Стивена и драматизировать демонов его разума. Гигантские пауки на своих огромных паутинках, циклоп бегающий по сцене. Это было очень весело, но вместе с тем очень изматывающе, не говоря уже о том, что очень и очень дорого!”.

С успехом расцветающей сольной карьеры, однако без поддержки нескольких дружественных лиц, пристрастие Элиса к пиву начало выходить из-под контроля. Как сообщалось, только в одном 1972 году группа Купера выпила пива “Бадвайзер” на сумму более 30000 долларов, но последующий переход Элиса с нескольких банок пива на стабильную диету из виски стало предвестником гибели творчества этого рокера.

“Когда мне было 16 лет и я мечтал о том, что буду знаменитой рок звездой, буду зарабатывать деньги и покупать машины, у меня и в мыслях не было стать алкоголиком”, говорит Элис как настоящий член общества анонимных алкоголиков. “Это подкралось ко мне. Мне нравилось пить и общаться с пьющими людьми”.

“В Штатах, мы совершали долгие переезды, так что после шоу, я выпивал 2-3 банки пива, а может быть и больше.. достаточно быстро, я начал пить пиво по утрам. Но я не считал себя алкоголиком. Потом я обнаружил, что больше не пью пиво, а хлещу по утрам виски и еще по бутылочки виски после обеда. И все больше алкоголя перед и после шоу – это было совсем не смешно, это был уже клинический случай!”.

“Алкоголь не изменил меня как личность. Если бы вы встретились со мной в то время, то не догадались бы, что у меня проблемы. Я не пропустил ни одного шоу, ни одного слова в лирике. Я был, что называется, “функциональным алкоголиком”, заявляет он с гордостью.

“Я тусовался в извращенном питейном клубе. Мы называли себя “голливудскими вампирами” – зубастой бандой. В Лос Анжелесе, в баре Rainbow есть в глубине потайной верхний этаж с табличкой на стене на которой написано: “Это логово голливудских вампиров”. Там бывали я, Гари Нильсон, Джон Леннон, Мики Доленз, Кейт Мун и другие личности. Мы играли в игру “последний сидящий”. И нельзя было предположить, что будет в следующий раз. В одну из ночей Кейт Мун пришел туда в прикиде Гитлера, а уже на следующую ночь появился в образе Юлия Цезаря, в настоящей римской тоге!”.

А альбомы все выходили, каждый из которых уничтожал тайну оригинального персонажа и становился бледной тенью предшественника. Круг замыкался до середины 80-х, когда Элис совершил удивительное возвращение. Используя визуальный эффект MTV, Купер захватил новое поколение поклонников рока и хэви металла, сделав ставку на таких своих преемников как Motley Crue, W.A.S.P. и Twisted Sister. Его альбом 1986 Constrictor был хорошим сборником высоко энергичных гитарных рифов, а разгоняющий адреналин последователь Raise Your Fist And Yell (1987) дал Куперу возможность провести мировое турне как трезвому человеку, впервые в 80-х.

Сотрудничество с тогда находившимся в глубоком андерграунде короля спид металла Megadeth и истребляющими чарты Guns n’ Roses позволило Элису претендовать на свою корону. Через 2 года он выпустил Trash, свой самый популярный на тот момент альбом, и в компании гимновых рокеров он писал песни с хит мейкером Bon Jovi/Aerosmith Десмондом Чайлдом.

Похоже, что гостевое безумие элисовского альбома 1991 Hey Stoopid вызвало уважение двух поколений рок фанатов, точно также как и коллег музыкантов, на этом диске отметились все начиная от Джона Бон Джови, Стива вая до Оззи Осборна. 1994 The Last Temptation является последним студийным достижением Элиса, классный концептуальный альбом снабженный одноименным комиксом который придумал автор “Дремы” Нил Гейман и иллюстрированный признанным Дейвом МакКином.

Ему больше не хочется заниматься предвиденьем, но он знает, что это когда-нибудь случится. “Я не знаю, когда наступит этот день, но определенно это будет странный день”, размышляет он. “Каждый день, поднимаясь утром, я смотрю в зеркало и вижу Элиса. я так долго носил длинные волосы, мое творчество не стоит на месте, я работаю над следующим альбомом, над следующим турне. Я никогда не спрашиваю себя: “А не слишком ли я стар для этого?”, потому что я до сих пор очень конкурентно способный. Я даже е рассматриваю новый бокс сет с ностальгией, я смотрю на эту коробку и думаю: “какую из этих песен сегодня можно сыграть на сцене? Какие песни могут до смерти напугать толпу?”.

Потерянные годы

Нет, Элис совершенно не помнит эти спорные пластинки! Для многих поклонников альбом 1978 From The Inside стал последним настоящим альбомом Элиса Купера на целых 8 лет – вплоть до его поддержанного MTV возвращения на сцену в 1986 году. From The Inside тот самый диск в знаменитом раскладывающемся конверте, был написан во время первой остановки Элиса в клинике Бетти Форд и по большому счету демонстрировал самое прекрасное музыкальное сотрудничество среди пластинок Элиса. Так или иначе, выступающий против напыщенности сейчас выступающих хэдлайнерами на стадионах Kiss и импорта сопливого панк рока из Англии, Inside также знаменовал собой начало коммерческого упадка Элиса, хотя некоторые могут поспорить и сказать что альбом Lace & Whiskey (1977) и даже Goes To Hell (1976) уже можно было назвать относительными творческими провалами.

“Это были действительно потерянные годы”, насмехается Купер, намекая на фактический застой своей карьеры. "Flash The Fashion, Zipper Catches skin, Special Forces и Dada – для меня это была такая мрачная эра. Я смотрю на эти пластинки, на них стоит мое имя, и я пою на них, но я напрчь не помню, как записывал хоть одну из них!”.

Обеспокоенный потерей значительной части своей аудитории и вновь продолжая пить, Элис исследовал ряд других областей, однако с совершенно с несерьезным звучанием. Альбом Flash…даже знакомил нас с синтезаторами в духе Гари Ньюмана, а сама пластинка местами звучала бесхарактерно слабо. Получивший признание альбом Special Forces по общему мнению был написан с предполагаемо крутым звучанием, на нем были очень прямолинейные и хорошо спродюсированные гитары, а вот качество материала и глубина сочинения были ужасно убогими. Затянутая сухость альбома Zipper…- это фактически потраченное в пустую студийное время. А Dada – концептуальная пластинка в духе Нормана Бейтса был спродюсирована Бобом Эзриным, свежая работа в отличие от кошмарного, тормозящего карьеру достижения Kiss – Music From The Elder.

“В начале этого темного периода, было популярно диско, а вот рок-н-ролл просто перестали крутить по радио, так что я, в конце концов, выпускал пластинки только для самого себя”, вспоминает сегодня Элис.

После 13-ти летней остановки и вновь обретенной стабильности, наследие Элиса было внезапно обнаружено новым поколением рок фанатов. С выходом Constrictor вместе с саундтрек хитом фильма “Пятница 13-тое” (He’s Back (The Man Behind The Mask)), и невозможно тупой, но веселой песенкой “Подростковый Франкенштейн”, Элис вернулся в бизнес.

Малыши на миллиард долларов

Те, кто последовали за Элисом

Kiss

Пока в 1971-72 Элис доминировал в чартах, Джин Симмонс и Пол Стенли все еще носили обноски своих мамочек, разгуливая среди коммун нью йорских хиппи под именем Wicked Lester. Тем не менее, отдавая должное легендарным эго которое воплощают собою Kiss, всегда трудно заставить их признать другого артиста. Сегодня, после нескольких лет случайных хитов, Симмонс признгает куперовское влияние на Kiss выраженном в ношении губной помады. Когда в конце 70-х удача отвернулась от Купера, Kiss ухватились за корону шок рока и удерживали ее до взрыва рока в Лос Анжелесе в начале 80-х.

W.A.S.P.

Что-то еще нужно вам объяснять? Блеки Лоулесс – лидер, больше, чем сама жизнь в ярком, лайкровом, цельном трико. Он устраивал взрывы и пил кровь из пластикового черепа. Такими своими гимнами как L.O.V.E. Machine и Blind In Texas и последним трибьютом Куперу песней Animal (Fuck Like a Beast), приходится признать, что WASP полностью проиграли.

Motley Crue

Пионеры-выскочки Ники Сикса соблазнили нацию дряной, вдохновленной Элисом песней Too Fast For Love и безмерно развлекательной псевдо-сатанинской болтовней Shout At The devil. Но размалеванные лица и написанные ими надувательские металлические гимны не создали им 30-ти летней карьеры, как может засвидетельствовать недавно ушедший от них Томми Ли. Крысы и тонущие корабли, кто следующий?

Guns N’ Roses

Вернемся в бурные деньки 1987 года и в рождение их вскоре проданного колоссальным тиражом опуса Appetite For Destruction; эти парни были известны как “самая опасная группа на планете”. И продолжительное выступление этих “стрелков” в фильме Пинелопы Спирс “Упадок Западной Цивилизации” привело к сотрудничеству с самым старым упырем на переработке песни Under My Wheels.

Rob Zombie

Главный вурдалакский подмастерье Роб Зомби вырос только на Купере 70-х, он считает сотрудничество Винсента Прайса и Элиса на песне Black Widow – самым ярким моментом своего детства. Команда объединилась при записи песни Hands Of Death (Burn Baby Burn), из саундтрека “Секретных Материалов” и еще разок, когда Зомби гостил на концертнике Элиса Fistful Of Alice.

Marilyn Manson

Истинный наследник на трон Элиса? Возможно. Принимая во внимание основание: Винсент Фурньер убегает от Средней Америки, присваивает себе женское имя и выпускает мрачно-психоделические пластинки подросткового бунта и прогрессирующего слабоумия. Через поколение, Брайян Уорнер также одевается как полная деревенщина и связывает себя с церковью Сатаны, пробвая себе место доброй, старомодной христианской наживки. Обоих мучает сильное злоупотребление наркотиками/алкоголем. У кого-то больше возвращений. Чем у Френка Синатры, пока остальные погружают свою голову в голубую краску и по большому счету корчат из себя дурака.

Cradle Of Filth

Посмотрите на фото Элиса, а потом на фото Дени Филфа. Комментарии излишни.

 

Перевод - Дмитрий Doomwatcher Бравый 1.02.2002г.

Hosted by uCoz