Журнал Metal Edge (США) том 44 № 3 август 1999г. автор: Chris McLernon

Alice Cooper – Настоящий Человек в Коробке

Попробуйте запихать 30 лет своей жизни в одну коробку. Теперь, попробуйте еще раз, если вы – Элис Купер. Это удобная, маленькая коробка должна вместить всех, начиная от Криса Корнела, и Роба Зомби до Лайзи Минелли с Винсентом Прайсом. Не забудьте всех Muppets. Здесь должно быть место для Джонни Роттена крутящегося на прослушивании в Sex Pistols и Джима Керри для The Dead Pool (они оба исполняли песню I’m Eighteen). Теперь забросьте любую группу пользующуюся гримом и реквизитом, и передевающуюся в женские платья.

Коробка начинает переполняться, не так ли?

Но вот она наполнена, и стоит пятилетнего ожидания. После стольких спекуляций и нетерпения поклонников, вот она коробка – The Life And Crimes Of Alice Cooper. Охватывающая его карьеру с 60-х до 90-х, четыре компакт диска бросают острозаточенный взгляд на то как винс Фурньер создал Элиса Купера, и где они добыли топливо для элисовских сумасшедших мелодий.

Когда мне было 13 лет, я читал все что можно об Элисе Купере. Я никогда не верил ни в один обман или по всеобщему признанию занимательные слухи (что он ест летучую мышь во время “похабного состязания”, выпивает чашку зрительских плевков, отрывает цыплятам головы и пьет кровь. Вы слышали что-нибудь подобное?) Потому что я был слишком занят рассматриванием мерцающих, трепещущих изображений группы Alice Cooper проецирующихся на моем ментальном киноэкране. Это были такие яркие звуки, скользящие и медленно вытекающие из моих дряных стерео динамиков, прямиком в мою голову. Где я мог бы достать пластинку внутри которой был плакат повешенного Элиса с окровавленным ртом, который сопротивлялся процессу казни во время последней песни на пластинке?

Это развлечение.

Элис Купер всегда был синонимом развлечения. Он сочетал в себе хороший, старомодный шок, но всегда обладал чувством юмора, всегда была мучительная мораль в смелой истории. Так что накормите питона боа, приведите в порядок реквизит, и подавите резню, когда Купер рассказывает вам о нескольких людях, что попали вместе с ним в коробку. Да, коробка полна, но помните, – Элис появился там раньше всех остальных.

Почему выпуск бокс сета откладывался?

Парень, хотел бы я знать. Была одна девчонка, которая начала работу над бокс сетом, потом она переехала в Нью-Йорк, вышла замуж и родила двоих детей! Я думал, что в мире итак хватает бокс сетов. У каждого музыканта есть свой бокс сет, и эти события происходили под конец волны первого большого бокс сета, и они начали понимать, что боксы не так уж просто продать, как обычные альбомы. Коробки стоят дороже, и их труднее продавать. Мы выпустили альбомы сразу после бокс сета Пола Саймона, и я думаю, что фирма была несколько разочарована цифрами его продаж. Они очень тормозили процесс. И вот прошло 5 лет, и все с кем я общаюсь, спрашивают: “Где же твой бокс сет?”. Этот бокс очень ждали. Я только что прослушал его, прошлой ночью. Они сделали полный ремастеринг и диски звучат просто невероятно! Меня это так удивляло в процессе прослушивания! Когда ты начнешь слушать, начиная с Pretties For You, ты прослушаешь все 25 альбомов, то можно действительно услышать развитие технологии на примере записи этих пластинок. Даже какой-нибудь очень простой продукт самого начала карьеры звучит невероятно из-за их ремастеринга.

И как раз это я и хочу услышать. У меня есть виниловые пластинки Pretties For You и Easy action, и я очень хочу услышать их на компакт диске.

Мы вошли в студию (для записи Pretties) вместе с Френком Заппой, и я спросил его: “Ну, что мы будем делать, писать барабаны и бас в первую очередь?”. “Нет, просто играйте в живую”, сказал Заппа. Мы не делали никаких перезаписей. Ничего. На запись Pretties For You у нас ушло три дня. Мы просто играли в живую в студии с четырьмя микрофонами. Никакого разделения инструментов.

Конечно, песня Levity Ball так именно и звучит. Можно услышать, что гитара звучит не достаточно громко, а малый барабан грохочет….

Мне самому это нравится. Мне нравятся высоко технологичные пластинки, но также нравятся и диски низкого качества. Я люблю слушать старые пластинки Rolling Stones, когда ты можешь услышать как на заднем плане Чарли Уотс роняет барабанные палочки, можно услышать то, что ты не должен слышать.

Нечто подобное произошло на Love It To Death, когда можно услышать разговоры… в песня Hallowed Be My Name?

Да. И я не представляю, кто это был. Человек, который не знал о том, что микрофон включен. Знаешь, мы были такими прозаичными.

Но это же прикольно. Такое чувство, будто ты находишься в комнате.

Да, точно. Я всегда выступал против многочисленных наслоений записи. Я говорил: “Мы – достаточно хорошая группа, и мы должны уметь играть на сцене свою музыку, точно также как мы играем ее в студии”. Я никогда не хотел выпускать альбом спродюсированный так, что нам не удалось бы воспроизвести это звучание на сцене. И если бы мы через чур увлекались производством, нам пришлось бы претворяться в живую. Я ненавижу, когда слышу группы, выпускающие крутые продукты, а вот когда они поднимаются на сцену, они не знают ни одной песни.

Когда есть один вокалист, поющий на концерте, а в студии поют 50 таких певцов.

Конечно, я прямо сейчас могу зайти здесь в Hard Rock отель и найти четверых или пятерых парней, взять их в студию и они будут звучать как группа с современной технологией, это просто. График, формула, номер…

Я также думал о грубой песни Call It Evil, потому что такое чувство что вы звучите быстрее. Но эта песня до сих пор звучит объемно. Звучит как группа Alice Cooper.

Группа Alice Cooper была очень уникальной. Эта группа – Денис, Нил, Майк и Гленн – не смогли бы сидеть и джемовать с Canned Heat. Они не смогли бы сыграть рок-н-ролл Чака Берри. Но смогли бы джемовать с Pink Floyd. Они могли бы целый день играть с Velvet Underground. Могли бы играть с Mothers Of Invention. Они были “на ты” с такой музыкой. Были очень психоделичными, и им пришлось долго учится, как надо играть рок-н-ролл.

На первых песнях бокс сета можно действительно услышать только что упомянутые тобой группы, а также влияние Yardbirds.

О, старик. Основа песни School’s Out постороена на вещи Yardbirds Beck’s Bolero. (Элис начинает напевать).

Lay Down & Die, Goodbye звучит как песня Still I’m Sad, и некоторые похоронные мелодии Yardbirds.

Знаешь что? Фактически все наши живые выступления состояли из песен Yardbirds. Мы играли весь альбом Rave Up; весь альбом Over Under Sideways Down. На самом деле, еще учась в школе, мы открывали концерты Yardbirds. Мне было 17 лет. Мы играли в клубе VIP и представляли все шоу, прежде чем они выходили на сцену. Я помню как Кейт Рельф (Keith Relf) и Джефф Бек смотрели наше выступление и хвалили нас, кричали одобрительно. А мы играли Train Keep Rollin, Smokestock Lightning, Evil Hearted You и другие их песни. Потом, они поднимались на сцену, улыбались и просто сметали нас со сцены. У них были усилители Vox Super Beatle. Джеф Бек проделывал с гитарой разные акробатические штучки, и его гитара фонила выдавая идеальный настрой и все такое. А мы стояли там с открытыми ртами и говорили: “Как же великолепны эти ребята!”. Они навсегда останутся моей любимой рок-н-ролльной группой.

Я сам открыл их еще в школе. Я купил сборник Yardbirds, помню, как я слушал их песни и думал: “Минуточку, я уже слышал такой звук у многих музыкантов”.

Да, конечно. Конечно, Yardbirds были одной из тех групп, которые звучали на сцене лучше, чем на записи. Да, они могли бы сыграть Over Under Sideways Down, Happenings Ten Years Time Ago – или любую из таких вещей с очень сложным звучанием, – сыграть в живую и звучать даже лучше, чем на пластинке. Немногим группа удавалось такое. Например, такое проделывали The Who.

Мне нравятся The Who. Для меня Нил и Деннис звучали как американская версия Джона Энтвистла и Кейта Муна.

Да. Давай-ка я расскажу тебе прикольную историю о Ниле Смите. Нил Смит понял, что такое роль рок звезды лучше, чем все остальные на этой планете. Он был не подражаем. Во первых, он был самым высоким и отрастил себе белокурые волосы до пояса. Обычно, Нил носил 4-х дюймовые каблуки, так что ростом он был футов семь. Вот он входит весь в золоте, парче с бирюзовым гримом на глазах. Этакий норвежский Бог. Нил узнавал сколько барабанов у Кейта Муна, а потом покупал на один больше. Затем, он звонил Кейту и спрашивал того: “Кейт?” (Эли великолепно имитирует Муна) “Да, Нил, как поживаешь, старик?” Нил: “На скольких барабанах ты сейчас играешь?” Кейт отвечал 32. “Ага, а у меня 33!!”. Тогда Кейт шел и покупал себе еще один. Это было настоящее сражение. Как-то мы играли в первом отделении у The Who в зале The East Town Theater. Под конец шоу мы играли какую-то длинную психоделическую песню, может быть Lay Down & Die, goodbye. The Who открывали занавес, и Кейт играл эту тему вместе с нами. Теперь на сцене было 75 барабанов, и два парня лупили по ним как одержимые. Это была стена барабанов, и это было убойно!!! Вот это был истинный рок-н-ролл! Что касается Денниса, то он играл басовые соло и большинство наших песен было основано на басовых партиях Денниса Данэвея.

Есть и мои любимые песни. Моя старая группа гастролировала с Extreme, и на первом концерте тура на саунд чеке я играл Gutter Cat и Dead Babies. Никто в группе не узнал песен Alice Cooper, но Гари Чероне (Gary Cherone – вокалист Extreme) примчался из своей гримерки и со знающим видом спросил, а что это я такое играю? Я ответил: “Прогоняю репертуар моего героя – Денниса”. Вот так мы и подружились.

Забавно, потому что многие из этих крутых басистов действительно считали Денниса лучшим музыкантом в группе. Наверное, Деннис был нашим лучшим басистом. Он был таким уникальным. Большим поклонником Pink Floyd. Он мог сидеть весь день и сочинять свои басовые соло, такие как в песне Blue Turk. Как правило, мы писали песни на основе бас гитары.

Что всегда поражало меня в представлении вашей группы, это шоу впечатляло как своим звучанием, так и визуальными эффектами.

Нашим самым большим достижением на тот период (1969-1971) было то, что мы преодолели всеобщую ограниченность, ведь рок-н-ролл жил своей собственной жизнью. Он не был шоу бизнесом. Шоу бизнесом был Френк Синатра, Семми Девис младший (Sammy Davis) и Лайза Минелли. Рок-н-ролл не мог становится шоу бизнесом. И мы говорили: “Да, конечно, мы такие же важные как и все остальные”. Ты можешь играть, можешь хорошо выглядеть, можешь испытывать возбуждение. Не волнуйся. Это не унизит твою музыку. И должен признаться тебе, что мы прошли через ад в попытке достучаться до людей. Думаю, что на музыку мы тратили 90 процентов нашего времени, а на театр, может быть, 10 процентов. Театрализованное представление давалось нам с легкостью. Я говорил: “А знаете, ребята, что нужно сделать для театра? Ведь нужно всего-навсего оживить лирику! Если мы будем играть песню Killer, мы просто воссоздадим ее на сцене, насколько это нам позволит лирика”. Ну, что здесь творится? Кажется, он собирается повеселиться?! Тогда, надо его повесить! Давайте сделаем все как на процессии, – не отказываясь от правдоподобия музыки. Я смотрел на все те группы, которые использовали трюки, у этих музыкантов не было хитовых песен. Тогда как у нас было 14 или 15 хитов из TOP 40. Все отличие состояло в том, что наша музыка даже сегодня все еще жива. Я могу назвать тебе 10 песен группы Alice Cooper, которые сегодня считаются рок-н-ролльными гимнами. Даже если ты никогда не видел нашего шоу, эти песни все равно впечатляют!

Ты как-то сказал, что многое ты позаимствовал из золотой эры Голливуда: Max Brothers, Bowery Boys, так или иначе, потом группы черпали свои идеи из фильмов ужасов.

The Thin Man, Реймонд Чандлер (Raymond Chandler), Деймон Райнон (Damon Runyon)…многое взяли у Глена. Он был героем Дешелла Хамметта (Dashiell Hammett). Он был настоящим гангстером 40-х годов. Он разговаривал в такой манере: (парадирует Глена) “Эй, ты, перец!”. Он был не пристойным малышом.

Он был первым музыкантом с косичкой в бороде…

Конечно, он был первым парнем, закреплявшим на сцене сигарету на конце грифа своей гитары.

Ух, ты! Эдди Ван Халлену принадлежат авторские права на это изобретение!

И Кейту Ричардсу. Вот тебе лучшее описание Глена: Где-то в 1968, мы играли в клубе VIP, а этот клуб пользовался дурной славой, – публика постоянно дралась за право первой уделать нас. Лучший друг Глена. Джо, должен был следить за залом. После того концерта, нам пришлось сломать несколько табуреток из бара, и продираться к своим машинам, потому что нас там ждали ребята. Ну прямо как в кино. И этот парень Джо любил такие проблемы больше всего в жизни. Глен был еще на сцене, когда к ней подошла какая-то маленькая смазливая девчонка в коротеньком платье. Она попросила: “Сыграйте Louie, Louie”. Глен был родом из Огайо, и он был самым большим задирой, он посмотрел на нее с сигаретой в зубах и сказал: “Louie, Louie, ха?!” и с этими словами смахнул пепел с сигареты прямо ей между сисек. Она начала метаться по всему клубу, а эти задиры и говорят: “Да, этот парень такой же как мы!”. И с этими словами они встали вокруг сцены скрестив руки на груди, и с тех пор они стали нашей охраной. Если бы Глен не играл в группе, он был бы одним из тех парней, которые говорят: (говорит с акцентом) “Эй, чувак, что тебе нужно?”. Большая часть нашей лирики родилась на основе этого. Глен создал себе репутацию, а мы подпитывались этим постоянно. Он был этаким парнем с улицы.

Теперь это многое объясняет. А тогда Глен глумился над всем этим искренне?

Это было самое настоящее глумление. Я ни разу в жизни не видел Глена без сигареты, бутылки пива в своей руке, и с каким-нибудь оружием в своем кармане или спрятанном где-то в своем теле. Мы пересекали границу, а он говорил: “Посмотрите, что есть у меня в ботинке!”. Я говорил: “Только не сейчас Глен, нет!”. А это был ножик с откидным лезвием. И он знал, как обращаться с ним. Он просто хотел пересечь границу вместе с этим ножом. Он абсолютно не прикидывался. Превосходный персонаж, и он был НАСТОЯЩИМ.

Ты слышал, чтобы кто-нибудь играл похожую музыку, как противоположность визуальному эффекту? Слышишь ли ты в каком-нибудь музыканте самого себя?

Когда нибудь я что-нибудь услышу. Ты знаешь, на кого мы были похожи, но мы пошли другим путем, потому что эти музыканты были более блюзовыми. Я говорю о Aerosmith. Песни сочинялись по той же схеме. Я слушаю такие темы как Dude (looks like a Lady) и кое-что из того, что они играют сегодня, и про себя думаю: “Как же мы до этого не додумались?”. Думаю, что мы могли бы сочинять похожие вещи. Я встречался со Стивеном Тайлером и Джо Перри, и они говорили: “Ух, ты! Вот это да1 Мы должны были бы написать эту песню! No More Mr. Nice Guy или Billion Dollar Babies. Это же мы!”. И теперь я понимаю, что общий знаменатель получится тогда, если вы возьмете Aerosmith и Элиса Купера и поместите их на одну сцену, мы могли бы сыграть песню Yardbirds. Я слышал как они играют Train Keep Rollin и говорил им: “Боже мой мы как единомышленники, когда до этого доходит дело”. Я мог бы назвать любую песню Yardbirds, а Стивен Тайлер и Джо Перри начали бы играть ее, и мы тут же исполнили бы эту вещь.

Хотел бы я посмотреть.

Да, это было бы здорово. На самом деле, нечто похожее уже было – Гари Нильсон. Кейт Мун, Марк Болан и оригинальная группа Alice Cooper, и мы играли ковер версию Jainhouse Rock. И песню Гари Нильсона Coconut (Элис напевает: “Она кладет лимон в кокос”). Мы по часу играли каждую из этих песен, когда гастролировали в Англии по альбому Billion Dollar Babies. Понятия не имею, что там случилось с теми записями, но я убил бы за эту пленку.

Кто выбирал песни для бокс сета и где вы искали их?

Архивариус Брайян Нельсон. Он работает моим ассистентом около 15 лет, мы наняли его, потому что я искал ассистента, а у него была самая большая коллекция всего того, что было связано с Элисом Купером. У него был целый склад этого добра. Теперь, когда надо было выпускать этот бокс сет, он постоянно твердил: “О кей, вот что…”. Я обрывал его: “Молчи! Когда выйдет этот бокс сет, я хочу быть удивлен!”. Он говорил: “У меня есть записи, когда ты 16-ти летним подростком дурачился в гостинной своей мамочки!”. На что я отвечал: “Прекрасно! Я хочу услышать это!”. Он просил меня рассказать о песни Slick Black Limousine. А я говорил: “Я не помню такой песни!”. “Да, а у меня есть превосходная запись!”. Я: “Ничего себе! Круто! Я так хочу ее услышать!!”. Но как я уже говорил, я как и любой слушатель хочу быть удивлен большинством песен”. Потом появился готовый список из 400 песен. Он спросил меня: “Какую песню ты ОЧЕНЬ хочешь услышать?” А я в ответ: “Да, конечно, кое-что хочу. Я хочу услышать Man With The Golden Gun, Tag You’re it. Хочу услышать некоторые любимые мной песни. Песни, которые так и не стали боевиками. Песню Talk Talk и Seven and Seven is”.

Это мои любимые песни с пластинок пост группы Alice Cooper. На Special Forces были эти странные, мрачные песни, но всегда с юмором.

Да. Такое необычное чувство юмора. Вот, например, песня Aspirin Damage.

I Better be Nice, Zorro’s Ascent.

На Zorro’s Ascent один из моих любимых текстов: (напевает) “Прежде чем я надену маску, я – Джон Диего”. В тот период Элис для меня был этаким Дракулой, отчасти Капитаном Крюком, и отчасти Зорро. Потому что Зорро был моим любимым героем. Вот почему я до сих пор использую в шоу клинок. В Элисе есть некая безрассудность.

Верно, и если бы ты выпустил еще один бокс сет, можно было бы выбрать еще много песен с альбомов Zipper Catches Skin и Special Forces. Мне всегда нравились песни с альбома Muscle Of Love. Один из моих любимых текстов в песне Crazy Little Child. Мне нравится сюжетная линия…

(начинает напевать “Безумный малыш”). Не знаю, как родились эти песни. Честное слово, не знаю. Мы просто начали сочинять, и эти вещи получились как-то сами собой.

Эта песня звучала в духе Leo Gorcey/Hurtz Hall.

The Bowery Boys кроме всего прочего, сильно повлияли на нас. Конечно, песня School’s Out родилась после просмотра старого фильма Bowery boys. Когда Mugsy снимает шляпу, бьет Сатча и говорит: “Эй! Уроки закончились! Понял?!”. Для меня эта связь была очевидной. Прекрасный повод сказать: “Уразумел?”. Мы сочинили School’s Out за 10 минут!

Я рад, что на бокс сет попала песня I Love America.

I Love America… Каждый раз когда я вместе с Бобом Эзриным слушал эту песню, мы не могли удержаться от смеха. (напевает) “А вот и они… Они идут!”.

Что слышно в середине Cooper’s Classic Cars. Как только я это услышал, это убило меня…

Да, Боб Эзрин был родственной душой. Я считаю, что Боб был самым сумасшедшим из нас. Ты приходил к нему с черновой идеей и говорил: “Вот было бы прикольно, если…”. А на следующий день мы возвращались в студию, идея уже была записана и он говорил: “Мне понравилась эта фишка. Это было настолько классно, что я не мог не записать все это”. У нас были люди, которые говорили: “Ну, вам нельзя этого делать”. На что мы отвечали: “Да что вы говорите! А кто нас остановит?”. Я был очень доволен, что Rhino выпустили этот бокс сет. Именно они загорелись этой идеей. Для меня же было очень важно – работать с чувством юмора!

 

 

Перевод - Дмитрий Doomwatcher Бравый 21.07.2000г.

 

 

 

 

 

Hosted by uCoz