Интернет сайт www.blistering.com 2003г. автор: Justin Donnelly

Интервью с Элисом Купером

Есть имена, которые являются синонимом рок-н-ролла, но мало кто может сравнить себя с таким персонажем как Элис Купер.

После почти, что 40-ка лет записей, Король Ужаса Элис Купер – это опытный артист который многое испытал для того, чтобы сохранить базу преданных поклонников, одновременно пытаясь заново изобрести имидж и звучание, для того чтобы соответствовать вечно меняющимся вкусам публики.

Новый альбом Элиса Купера (и 23-тий студийный релиз) 'The Eyes Of Alice Cooper' – это новый поворот в стиле от более тяжелого современного звучания его последних двух альбомов (2000 Brutal Planet и 2001 Dragontown), и возвращение к звуку который явно напоминает нам его славные деньки середины 70-х.

После вихря бурных рецензий и бесконечных интервью, мне удалось встретиться с самим Принцем Тьмы для того, чтобы поговорить о его новом и старом звучании, не рифмующихся песнях, Уэйне Крамере и конечно, посмотреть на мир глазами Элиса Купера.

“Мне захотелось записать альбом, который напомнил бы нам годы, проведенные в Детройте, этакий альбом с гаражным звучанием. Я также заметил, что сейчас появилось очень много групп, которые пытаются копировать звучание тех детройтских коллективов”.

Очевидно, что 'The Eyes Of Alice Cooper' был записан, с целью воссоздать звучание первых рок групп и походить на работы Купера 70-х, отчасти воодушевленный нынешним обаянием рока в целом, эти перемены были также необходимы после того, как он выпустил два своих последних альбома.

“Последние два альбома были искуссными продуктами, грандиозными, готическими работами с серьезным сюжетом, так что мне очень захотелось записать что-то противоположное, мне был необходим глоток свежего воздуха. Некая передышка. Я также захотел записать веселые песни, показывающие, на что способна эта группа и что, значит, писать песни. Когда ты приступаешь к записи альбома, и говоришь музыкантам группы 'никаких повторных дублей', это совершенно иной подход. Только попробуйте сказать моему барабанщику Эрику Синджеру, 'Никаких навороченных брейков. Я хочу, чтобы ты сыграл как можно проще'. Я сказал группе, что мы сыграм такие песни, где вы сможете раскрыть свой потенциал и сделать все необходимые наложения, но на этом альбоме есть такие 5 песен, на которых мне нужно от вас только одно – откровенный рок-н-ролл”.

Может показаться, что в какой-то степени Элис сдерживал группу, требуя от музыкантов минималистиского подхода, но на самом деле, это вызвало противоположную реакцию.

“На самом деле запись без наложений говорит о высоком классе музыкантов группы. Я сказал им, ведь вы же так хорошо играете эти песни в живую, так зачем же нам все эти наложения? Зачем нам использовать это современное обрудование? Я сказал им, что они настолько замечательная группа, что в этом просто нет никакого смысла. Теперь, на сцене, мы играем в составе квартета. Я работаю с гитаристами Райяном Рокси и Эриком Довером, басистом Чаком Гериком и барабанщиком Эриком Синджером. Четыре музыканта, никаких клавиш и еще больше энергии для того, чтобы играть такие песни как 'I'm Eighteen' и 'Billion Dollar Babies'. Я предложил играть в таком составе и на альбоме. Я сказал, давайте запишем 12 новых песен откровенного рок-н-ролла. Давайте сыграем их так, как это у нас получится, и когда в марте мы поедем в Австралию, и сыграем все эти песни, то они будут звучать в точности как на альбоме”.

До выхода альбома 'The Eyes Of Alice Cooper', группа провела турне 'Bare Bones Tour', которое, как и сам альбом, было возвратом к основам.

“Странное дело, потому что за последние 15 лет я не получал еще более восторженных рецензий! Я совершенно не готов получать такие великолепные рецензии. Я думаю, что публика, также как и критики, понимают, что это замечательная группа. Прежде всего, я не могу сказать, что я совершенно отказался от театра. Первые 45-50 минут шоу звучат одни сплошные хиты, плюс песни с нового альбома. Мы выходим на сцену и почти нон стопом играем 10 песен. Так словно мы выступаем в клубе. А потом, после небольшой паузы, вы уже видите на сцене Элиса, змею, смирительную рубашку и т. д. Мы демонстрируем весь театр Элиса Купера. Так что зрители видят все театральные эффекты, мы просто заставляем их немного подождать. Мы собираемся выдать им весь откровенный рок-н-ролл, а потом показываем им театр. И можно сказать, что Элис дает публике два шоу в одном”.

Альбом 'The Eyes Of Alice Cooper' явно пропитан духом 70-х, но включение духовой секции на парочке треков лишь усиливает это впечатление (на таких песнях как 'Bye Bye, Baby' и 'Detroit City'), Купер уже давненько не использовал такие элементы.

“Да, когда мы решили записать 'Bye Bye, Baby', я сказал, что есть такие песни как на альбоме The Rolling Stones 'Sticky Fingers' на которые мы просто обязаны добавить духовые. Я с удовольствием добавил духовые на эти дорожки, пока музыканты группы не изменяла свои партии. Другими словами, мы могли записать эту песню, а потом сесть и обсудить, что же мы могли бы в нее добавить. Конкретно на эту дорожку, мы решили добавить духовые. Но потом на альбоме есть такая песня как 'This House Is Haunted'. Когда мы закончили записывать эту тему, и попробовали понять, что же нам надо в нее добавить, в студии появился Боб Эзрин, прослушал этот трек и изрек, 'Это будет по настоящему жуткая песня, если добавить кларнет. И получится такое одинокое ново арлеанское звучание'. Я согласился, и мы добавили кларнет. Если прочувствовать атмосферу этой песни, то здесь есть явный намек на Тома Уэйтса (Tom Waits). Мне нравится эта вещь. Но опять же, нельзя сказать, что эта вещь перепродюсирована, все очень просто”.

Тогда как 'This House Is Haunted' можно считать самой странной дорожкой на альбоме, 'The Song That Didn't Rhyme' беспорно должны полюбить все фанаты.

“Конечно, ведь это одна из самых необычных песен? Самое смешное, что в тексте этой песни я реально рассказываю о процессе своего творчества. Представьте себе такую картину. Вы сидите в церкви, присутствуете на похоронах или оказываетесь в какой-то торжественной или важной обстановке. Может быть, вы должны нести гроб на похоронах своего друга, но в вашей голове постоянно крутится какая-то идиотская песенка. Как правило, это ненавистная песня. Вы сидите там, и пытаетесь сделать что-то очень важное, или переживаете что-то очень печальное, а в вашей голове крутится, 'Oops! I did it again!' (Элис напевает мне по телефону песню Бритни Спирс) И вас преследует только одна мысль, 'Ну почему это достает меня именно сейчас! Почему я постоянно думаю об этой песне?' Это также может быть мотивчик из какой-нибудь рекламы, рекламный ролик закусочной гамбургеров или что-то такое. И я решил написать песню под названием 'The Song That Didn't Rhyme' (“Не рифмованная песня”), такие дела”.

Когда я предположил, что эта вещь как-то намекает на песни с альбомов 'Easy Action' или 'Pretties For You', Элис быстро опроверг любые сравнения.

“Нет, нет, нет! (смеется) Это всего лишь песня ненавистная для группы, публики и записывающей компании, но они не могут выбросить этот мотивчик из своей головы. Все пытаются прибить эту песню, но она живуча. Песня живет своей жизнью. Меня все время спрашивали об этом, когда я давал интервью в Европе (а по последним подсчетам я дал примерно 50 интервью), если мы говорили о песнях, то все в первую очередь спрашивали о 'The Song That Didn't Rhyme'. Эта вещь лишь подтвердила то, о чем я пел в ней! (смеется) Это такая назойливая песенка”.

В прикольном вступлении 'The Song That Didn't Rhyme' есть замечательный, забавный отрывок, когда барабанщик (здесь Эрик Синджер великолепно справился со своей задачей) сбивается с ритма, лажает но в конечном итоге вписывается в партию. Но как бы легко это не звучало, интересно, трудно ли было такому профессионало как Синджер умышленно слажать?

“О, это целое искусство! (смеется) Я помню, подумал, что мы будем играть этот кусок вечно, потому что он начнет лажать, потом выправит ритм и на слух все было без лажи. Но он сыграл как надо с первого дубля! На самом деле, это была предварительная, тренировочная версия, а он был готов сыграть как надо для записи, и я сказал ему, что он сыграл просто идеально! Я попросил, “Хватит, остановимся на этом дубле! Ты сыграл просто идеально”. Его лажа каким-то образом гармонично перешла в заданый ритм”.

Давние поиски детройтского звучания вылились для Элиса в последний трек альбома 'Backyard Brawl'

“Я прочитал статью в журнале Rolling Stone о пацанах устраивающих показательные драки на заднем дворе. Они клали на асфальт матрас, и устраивали потасовки в духе фильма “Безумный Макс” или что-то типо того. Они типо имитировали борьбу на руках, но реально стреляли друг в друга. Эти парни избивали друг друга до полусмерти, но это была такая экстремальная драка на заднем дворе. И я тут же решил для себя, что это настоящий феномен! Может быть, это только американский феномен, но я сам видел подобные заварушки в Австралии! (смеется) Я знаю, что вы любите драться. В Австралии и Шотландии любят такие кулачные турниры. Именно Райян придумал этот гитарный риф, и как только он заиграл его, у меня тут же родилась подходящая лирика. Я хотел написать песню о драках на задних дворах, и в песне есть этот бойцовский дух. Эта была последняя написанная нами песня, и после того, как родился риф, Эрик придумал аккордовую прогрессию и через 10 минут работы над песней я сказал, 'Я не хочу потерять энергетику этой песни. Так что сыграем усеченный вариант!' И мы оставили именно этот вариант. Мы просто внезапно остановились. Забавно, потому что я прокрутил все песни с нового альбома своему сыну, ему 18 лет, и своей дочери, ей 21 год, и когда они прослушали готовый вариант альбома, именно эта вещь понравилась им больше всего. Именно эта песня оказалась для них наиболее близкой по духу”.

Песня 'Love Should Never Feel Like This' на самом деле очень напоминает хит The Clover 'Love Potion # 9', и Элис признается, что это было сделано намеренно.

“Когда мы начали записывать эту песню, и я начал работать над лирикой, я предложил переиграть 'Love Potion #9'! Я сказал, 'Давайте запишем настоящую песню в духе 60-х'. И каждый раз, когда мы эксплуатируем очередное клише, группа решила, что в этой песне прекрасно передан дух 60-х, я настоял на том, чтобы мы остановились на первоначальном варианте. Я искренне хотел записать песню, такое настоящее клише 60-х. Мы потратили на эту вещь уйму времени, работали над ней дольше всех остальных песен, и все из-за того, что эта вещь потрясающее клише. Мы все обожаем песни 60-х. Я сказал парням, что скорей всего, мы не будем играть ее в живую, но это одна из вещей являющихся истинным украшением альбома. Это настоящая дань уважения теме 'Love Potion #9', но потом музыкальный мир изобилует многочисленными примерами клишированных песен 60-х.

Хотя Элис Купер уже не раз приглашал на запись альбомов гостевых музыкантов, ни один исполнитель так хорошо не воплощает движение 70-х как гитарист MC5 Уэйн Крамер, котрого можно услышать на песне 'Detroit City'.

“Я встретился с Уэйном когда мы записывали демо в студии Джилби Кларка (Gilby Clarke) (Ex-Guns N' Roses). Пока мы записывали демо, Джилби услышал, как мы играем 'Detroit City' где в тексте упоминается Игги Поп, группа MC5 и все остальные герои рока. Так или иначе, мы записывали эту песню, когда он заявил, что завтра он удивит нас. Мы приготовились к сюрпризу, и вот мы сидим там и внезапно появляется этот парень. Я подумал, что этот чувак похож на Питера Фремптона (Peter Frampton)! У него были белокурые волосы, и стильные такие очки. После того как мы 10 минут поболтали с ним, он наконец-то представился, это был Уэйн Крамер. Надо помнить, что последний раз я виделся с Уэйном Крамером в Детройте еще в 60-х. И тогда он был похож на меня. Мы оба носили черные волосы, были такими худющими типами, злая детройтская шпана. И вот этот парень представился Уэйном Крамером. Я сказал ему, 'Нет. Ты диетолог Уэйна Крамера! Или его бухгалтер! Но ты не Уэйн Крамер!' Но потом я присмотрелся к нему, и узнал в нем Уэйна Крамера. Я сказал, 'Ну тогда давай запишем песню. Это такая дань уважения Детройту. Только ты, да еще Рон Эштон (Ron Asheton (The Stooges)) может сыграть на этой песне. Бери свою гитару и играй'. Он согласился, и мы сыграли песню, и я сказал ему, что он появился здесь не случайно. Это была его роль. Он просто вписался и сыграл свою партию”.

Хотя название альбома можно трактовать по-разному, Элис заявляет, что 'Глаза Элиса Купера' прежде всего, связано с текстами песен, помимо фигуры самого Элиса.

“Знаешь, что? Я всегда считал, что самой яркой чертой Элиса Купера являются его глаза. Ведь просто не возможно забыть взгляд Элиса Купера. Всегда делалось ударение на визуальный аспект. И кроме того, каждая песня этого альбома – это короткая история, жизненный эпизод. Ни одна из песен не связана напрямую с Элисом Купером. Это сам Элис рассказывает нам об этих людишках, вот вам истории их жизней. Герой первой песни (In 'What Do You Want From Me?') это такой Ромео из старого трейлера. И ему очень важно завоевать эту девчонку, он не может купить ей брюлики, он может покорить ее купив ей автосигнализацию или отполировать ее ноготки. Типичный парень, живущий в подержанном трейлере. И все эти песни никак не взаимосвязаны с Элисом. Элис рассказывал эти истории. Это был взгляд на мир глазами Элиса Купера. Вот в чем фишка этого альбома”.

И сейчас для Элиса Купера также очень важна сама группа. Каждая песня (помимо 'What Do You Want From Me?') была написана текущим составом, Элис гордится конечным результатом не простой задачи, поставленной им.

“Я хотел, чтобы на заднике альбома была фотография группы, потому что люди должны знать, что это альбом группы, а не одного Элиса работающего в студии с аппаратурой pro-tools и продюсером. Любой музыкант может добиться хорошего звучания, если он работает с замечательными музыкантами. Мне очень хотелось подчеркнуть, что это не просто группа, что это команда, играющая в живую в студии. Я возлагаю эту отвественность на группу, плюс обязанности написания песен. И в этом не было ничего уникального. Все было очень просто, вот вам песни, принимайте их или отвергайте. Вне рамок группы была только одна фигура – роль продюсера, и в конечном итоге он стал одним из парней в группе. Все что от него требовалось – прослушать песни, и записать их. И Медрок великолепный продюсер. Я хочу поработать с ним и над следующим альбомом. Он не из тех продюсеров, которые постоянно пытаются вклиниться в процесс и извратить песни”.

Не все знают о том, что Элис обычно делает подряд два альбома в одинаковой стилистике. Если это правда, то фанаты могут надеятся, что следующий альбом Элиса будет вторым хард роковым альбомом в духе 70-х каким стал 'The Eyes Of Alice Cooper'.

“А ты знаешь, ведь ты прав! Странно, что это хоть кто-то заметил, но ты попал в самую точку. Я нахожу какую-то фишку, а потом эксплуатирую ее! (смеется) Просто мне это нравится. Ждите следующего альбома, и я надеюсь, что он будет таким же. В конце концов, я не могу сказать, в каком направлении будет эта работа. Я запишу еще один такой альбом, потому что хочу вновь уделять больше внимания написанию песен и работе группы. Для меня новый альбом звучит очень естественно. Настоящий рок-н-ролл. Просто мы слушаем этот альбом и задаемся вопросом настоящий ли это рок или нет. И мне плевать, что это не модная пластинка, что в ней есть какие-то огрехи. Когда ты записал песню, а твои музыканты тебе говорят, 'Я пропустил здесь целый кусок. Всего-то два аккорда и я прошляпил их, и это не дает мне покоя.' Но я могу прослушать такую песню и она будет великолепно звучать для меня. Я сказал, пускай все остается без исправлений, потому что именно так и должна звучать группа. Когда я слушаю альбом Steely Dan, я понимаю, что это нельзя назвать альбомом группы. Все слишком идеально. Я просто хочу, чтобы группа звучала как реальная группа. Может быть, поэтому мне так нравятся такие современные группы как The Strokes и The White Stripes. Это команды с живым звучанием группы.Но должен признаться, я считаю лучшими группу Jet. Это классная банда. Ну просто очень хорошие музыканты. Я уже 5 лет не покупал никаких пластинок, а тут как-то пошел и купил альбом Jet. Поставил его в вертушку и был потрясен! Пожалуйста, когда ты встретишься с ними, передай им, что я их фанат!”.

 

 

Перевод - Дмитрий Doomwatcher Бравый 19.10.04

 

Hosted by uCoz