Журнал Metal Hammer (Англия)  июль 2007г.    автор: Malcolm Dome

 

В рубрике «История создания альбома»

ALICE COOPER

Welcome To My Nightmare

Его группа только что распалась, так Винсент Фурньер решил записать альбом ужасов и привлек к работе мастера пугалово Винсента Прайса. Задолго до Мерилин Менсона на сцене был Элис Купер, и это его шедевр. Человек в маске: Малькольм Доум.

 

Жили-были… но только не Элис Купер. Вот незадача. Он персонаж придуманный Винсентом Фурньером. Но тем не менее, вот уже почти что 40-к лет, Элис является примером для подражания для всех поклонников металла. Рок звезда, которая никогда не покидала сцену, и была иконой и иконоборцем, чудовищем и героем.

Сын любителя священника, Фурньер с большим удовольствием выбрал для себя роль Элиса, он развивался вместе со своим героем и его всегда развлекал плод его собственного творения.

Элис Купер был легендой задолго до тех на кого он повлиял и даже понял свою собственную судьбу. К 1975 году, Элис пошел своим путем. Возможно, все началось с самого названия группы – и, нет, конечно, ведьму 17-того века звали вовсе не этим именем; если верить одному из многих мифов того времени – но данное название быстро стало ассоциироваться только лишь с этим харизматичным фронтменом.

Фактически став изобретателем шок рока, Элис Купер выпустил целую вереницу хитовых синглов еще до начала музыкального кризиса середины 70-х. I’m Eighteen, Under My Wheels, School’s Out, Elected и No More Mr. Nice Guy уже стали частью фольклора. Тем не менее, альбом 1973 Muscle Of Love должен был стать последней из семи пластинок выпущенных оригинальным и классическим составом группы. Наступил момент истины.

«Нужно четко понимать какой важный момент наступил тогда в моей карьере. До того времени я привык к комфортному положению. Я записал и выпустил семь успешных альбомов с одними и теми же музыкантами – то есть я привык к определенной команде людей», признается он. «То есть я знал, что я могу от них ожидать, и они знали, что они могут ожидать от меня. Но потом у нас возникли серьезные разногласия. Понимаете, остальные хотели отказаться от театральных эффектов и еще глубже погрузится в рок-н-ролл, а я, в свою очередь, захотел еще больше развивать визуальную сторону. Я считал, что успех альбома и турне Billion Dollar Babies (1973), стимулирует сделать проект Welcome To My Nightmare в пять раз круче. Но когда стало понятно, что группа в этом никак не заинтересована, тогда мне пришлось согласиться с фактом начала своей собственной сольной карьеры».

Купер никогда не сомневался в своем коварном плане поднять рок театр на невиданные доселе уровень. К тому же, у него было в этом деле два главных союзника.

«У меня был менеджер Шеп Гордон и продюсер Боб Эзрин, я уже не первый год активно работал с этими людьми. Они вдохнули в меня силу, я знал, что могу всецело на них положиться».

Купер работал над альбомом в двух разных направлениях. Первое – сюжет, а второе – музыка и сами песни, многие из которых вошли в золотой песенный фонд Элиса.

«Я придумал историю близкую и понятную многим людям. Ну, скажите мне на милость, кому из вас никогда не снились кошмары, а? Я просто представил себе 8-ми летнего мальчика по имени Стивен, которому постоянно снятся кошмарные сны. Вот в этом и состоит завязка сюжета, усекаете? – он никак не может проснуться и освободится от этих кошмаров. Когда вам снится кошмар, вас всегда утешает только одно – что все это не реально. Вы можете проснуться, и позабыть весь этот ужас. Тогда давайте предположим, что это не возможно. Вот именно в таком положении и оказался Стивен. В своем сознании, он слышит, как его мама зловеще зовет его по имени, «Стивен, Стивен», но он не в силах откликнуться на ее зов. Вот что самое жуткое во всей этой истории. Я придумал эту завязку сюжета, а все остальное написалось как бы само собой. Пауки, мертвец… все это уже как бы вторично, и выходит из главной предпосылки».

Если же говорить о музыке, то Элис нисколько не сомневался, что ему надо подключить к работе самых крутых гитаристов. В этом отчасти ему помог Эзрин, за что ему спасибо.

«Я как Оззи – мы всегда работали с самыми лучшими музыкантами. Я – рокер из Детройта, и для меня, гитара – это основа основ всей музыки. Я был знаком с Диком Вагнером еще тогда, когда он играл в одной местной группе которая называлась The Frost, и я всегда старался заставить Глена Бакстона играть в манере Дика. Так что когда Боб предложил мне его кандидатуру, я тут же согласился. Второй гитарист, Стив Хантер, уже сделал себе имя в гитарных кругах. Но я не знал, что Дик еще и пишет музыку, и в конечном итоге именно с ним я написал большинство своих хитов».

Давайте ненадолго позабудем о ужасных образах и антураже, которые превращают Welcome To My Nightmare в подборку потрясающих песен. Начиная с The Black Widow до Only Women Bleed через Department Of Youth, Cold Ethyl и Steven… это каскад классического рока, и настоящий урок динамики самого мастера.

«Это заслуга Боба. Он изначально научил меня тому, что у каждой песни должна быть своя мелодия, в противном случае, такая песня летит в брак. Если вы не можете сесть за пианино, наиграть куплет, припев и связку между ними, то тогда вообще не стоит заморачиваться. Я всегда помню этот важнейший урок».

Если вам кажется, что все песни этого альбома были написаны легко и просто, то Элис вспоминает, что в студии работа продвигалась под давлением стресса и напряжения.

«На все про все у нас ушло около полугода. Теперь же, в наше время, когда к вашим услугам есть система Pro Tools и цифровая технология, наверное, все это можно записать за три-четыре недели. Но тогда у нас не было компьютеров. Все записывалось на самую обычную пленку, и если у вас не получалось все смикшировать, к примеру, на следующее утро, приходилось все записывать заново. Было просто не реально застопорить рабочий процесс, а потом начать с того места, где вы остановились. Под конец записи, мы буквально сходили с ума, у нас в глазах все двоилось и троилось, мы начинали слышать какие-то нереальные вещи. Особенно Боба, можно было отправлять прямо в больницу!».

Конечно, нельзя не сказать, что этот альбом не был бы столь успешным, если бы в нем не участвовал легендарный актер фильмов ужасов Винсент Прайс. Он берет на себя роль Куратора, и эту пластинку просто нельзя себе представить без его сочного, аккуратного монолога. Но если бы Купер не столкнулся с ним, Прайс никогда бы даже не приблизился к записывающей студии!

«Сначала, я выбрал на эту роль совершенно иную кандидатуру. Я хотел пригласить Кристофера Ли. Я сказал об этом Бобу, на что он мне ответил, «Ну, тебе надо пригласить известного актера фильма ужасов». Я считал, что на данную роль подходит Кристофер Ли… пока он не предложил мне Винсента Прайса. Это было попаданием в самую точку, и я просто удивился, как я сам до этого не додумался!2.

«Я уже несколько раз встречался с Винсентом; он приходил на концерты группы Alice Cooper. Возможно теперь это прозвучит несколько странно, но так оно и было на самом деле: такие актеры как Винсент Прайс, Мей Уэст, Фред Астер и Гручо Маркс считали, что мы играем в водевильном стиле – и все эти легендарные голливудские актеры приходили на наши концерты. Все таки, какую интересную музыку мы играли – кто-то считал это шок роком, однако, эта публика считала иначе».

«Так или иначе, Винсент пришел в студию, и полностью проникся своей ролью. Мы написали его монолог заранее, но он внес в текст несколько изменений – только чтобы ему было удобно все это произносить. Думаю, он насладился отведенной ему ролью. Возможно, что он единственный голливудский актер того поколения с двумя платиновыми альбомами, потому что через несколько лет, он попал в качестве приглашенного артиста на альбом Майкла Джексона Thriller… но мы пригласили его первыми!». 

Один из важнейших моментов, которые дополняют общую атмосферу тревоги и страха на Nightmare, это почти подсознательное использование музыкальных инструментов. Часть инструментов можно утопить в миксе, но общее ударение ясно.

«Боб Эзрин – музыкант, воспитанный на классике, и на нескольких блистательных новаторах. Он может усилить басовую партию дополнительным тембром французского рожка, или гобоя. Обычный слушатель может не сразу расслышать партию пианино, но подобная партия постоянно напоминает вам, что это был кошмар, и вы почему-то начинали нервничать».

Альбом вышел в свет в марте 1975 года, и вернул Элиса в первую пятерку американского хит парада – на самом деле, этот артист в последний раз добился подобного успеха. В Англии, Welcome To My Nightmare попал на 19-тое место. Но эта работа была всего лишь частью общего опыта. Элис поднимал всю концепцию шок рока на новый уровень. 

«Я считаю, что на гастролях в поддержку этого альбома мы изобрели само понятие «стадионный рок». Мы представили публике самое грандиозное и самое лучшее шоу, которое только можно было себе представить. Мы использовали такой сценический свет, о котором тогда никто и помыслить, не смел. Это была совершенно новая концепция. Мы с Шепом угрохали в этот проект все свои сбережения. Мы делали ставку по принципу, «или пан, или пропал»».

Но, если концертное шоу было по тем временам просто невиданным, тогда это было только часть стратегии. В апреле 1975 на американские телеэкраны вышла телеверсия Welcome To My Nightmare. Впервые музыкальный альбом перекладывался в телеверсию, Элис играл роль Стивена, а Винсент Прайс выступал в своей роли Куратора – на самом деле, его герой впервые получил это имя. В этой телепостановке были исполнены все песни альбома, плюс The Ballad Of Dwight Fry (с альбома Love It To Death 1971). По сути рок музыка получила новое измерение. Если подводить итоги, то в том же году эта телепостановка номинировалась на Эмми.

Герой Стивен продолжал и дальше появляться под различными масками и личинами, на последующих элисовских альбомах. Или, по крайней мере, принято считать, что он появляется на таких альбомах как Alice Cooper Goes To Hell (1976), DaDa (1983) и The Last Temptation (1994). Элис даже намекнул о нем в песне Wind-Up Toy которой заканчивается альбом Hey Stoopid 1991. Но если вы скажете об этом самому Элису, он озадачится.

«Люди видят и слышат Стивена во многих разных местах. Да, он снова появляется там и сям. Но альбом Welcome To My Nightmare и турне в его поддержку замечательны своей незаурядной яркостью. Я горжусь своей работой именно потому, что с помощью различных образов заставляю людей думать и фантазировать. Каждый из них может интерпретировать мои песни и музыку по-своему. Потому что каждый из нас пережил свои личные кошмары. Хотите знать, какие же фильмы ужасов самые ужасные из всех? Те картины, в которых вы никогда не увидите самих монстров. Те ужасы которые вы рисуете в собственном воображении гораздо страшнее всего того, что я могу представить вам. Когда в сентябре 1975 года я выступал на стадионе Уэмбли (отснятое и позднее вышедшее в формате домашнего видео), если вы спросите 10-ть разных людей, каким им показалось мое шоу, в ответ на этот вопрос, вы услышите десять разных ответов. Вот почему у меня получилось такое крутое шоу».

Все это составляет одну конечную головоломку; последняя песня на альбоме называется Escape («Побег»), но Элис уже заявил, что Стивен не проснется. Так о чем же тогда эта песня?

«Но он то думает иначе, он считает, что проснется. Но вот убежать ему уже никогда не удастся. Вероятно, эта песня также отчасти автобиографичная. Она о моем побеге от реальности в гриме Элиса».   

Welcome To My Nightmare не просто знаковый альбом – это такое аудио-визуальное пророчество. То, что в 2007 мы воспринимаем как само собой разумеющееся, началось именно на этом альбоме.

 

 

Что было потом

 

По большому счету, Welcome To My Nightmare стал концом эры. Не смотря на то, что два его следующих альбома Alice Cooper Goes To Hell (1976) и Lace And Whiskey (годом позже) попали в чарты, сам артист пребывал в упадке – коммерчески, музыкально и физически. Под конец десятилетия, он загремел в психушку, сражаясь с алкогольной зависимостью, это личная война, которая продолжается (хотя и успешно) и по сей день.

К тому времени, когда он появился в 80-х, Элис потерял былую актуальность, наблюдая за тем, как многие вдохновленные им музыканты, обошли его. Его альбом отчаянно пытались добиться хоть какого успеха. Однако, появившись в качестве гостя на альбоме группы Twisted Sister - Come Out And Play – а именно второй вокал в песне Be Chrool To Your Scuel – представило его новому поколению, и в 1986 Элис наверстал упущенное выпустив альбом Constrictor. Он даже выпустил хит, в лице песни Hes Back (The Man Behind The Mask), эта песня также звучит в фильме «Пятница 13-тое Часть 6: Джесон Жив».

Но, не смотря на периодическое появление в эпизодических ролях в мало биджетных фильмах ужасов и растущий легендарный статус, только в 1989 Элису удалось выйти на новый виток популярности, выпустив альбом Trash. Сотрудничая, с такими музыкантами как Десмонд Чайлд и Джон Бон Джоуи, он выпустил всемирно известных хит сингл Poison. И его культовый статус был подчеркнут в 1992 через, теперь уже легендарное, появление в фильме «Мир Уэйна». С того времени, считается, что он оказал одно из главных влияний на несколько поколений хард рокеров, продолжая выпускать хорошо принимаемые альбомы и по всей вероятности постоянно гастролирует.

Музыкант, совладелец ресторана, радио ди джей, гольфер… Элис еще никогда не был столь востребован. Ему даже вручили ключи от городка «Элис», который находится в Северной Дакоте! В ноябре этого года он вновь прокатится по Англии и даст серию концертов, в одной обойме с Motorhead и Джоан Джет (Joan Jett).

 

 

Перевод - Дмитрий Doomwatcher Бравый 1.10.07 

Hosted by uCoz