Газета New Musical Express   18.08.73

 

Bob Ezrin

 

Сейчас Боб Эзрин хорошо известен в узких кругах (он работал с впечатляющим множеством музыкантов – Джек Брюс, Эшли Данбар, Стив Уинвуд и т. д. – текущая работа над альбомом Рида лишь подтверждает исключительную репутацию Эзрина как продюсера в этом бизнесе). Его послужной список не так огромен и включает не один коммерческий провал в плане успеха, – второй альбом группы Flo and Eddie, единственная пластинка энергичного трио из Мичигана Ursa Major и альбом Митча Рудера Detroit (крайне недооцененная работа, больше чем просто новаторская пластинка из забракованного множества) разошедшийся незначительным тиражом. Но потом все это уравновешивает тот факт, что Эзрин, наверное, больше чем кто бы то ни было ответственен за превращение Alice Cooper из группы психов играющих ужасную музыку чья привлекательность была более или менее ограничена привлечением любопытствующих личностей и им подобных в самый прекрасный и музыкально жизнеспособный мусор на прилавках магазинов. Теперь нужно рассказать несколько лаконичных историй, чтобы подытожить вышеупомянутые заслуги Эзрина в этой области. Мистер Эзрин, будьте так любезны:

«Куперы были моим самым первым проектом. Меня наняли Nimbus 9 (производственная компания, сформированная в Канаде) по большому счету как консультанта по менеджменту, не как продюсера – я занимался такими проектами как Coke jingles, и никогда не работал с группой. Так или иначе, однажды я приехал в офис, и все были в истерике. По рукам ходила обложка 'Easy Action' (вторая неудачная попытка группы Alice Cooper записать альбом) – а мы все были простыми парнями, понимаете, – я хочу сказать, что я никогда особо не увлекался рок-н-роллом. Я слушал такие не затейливые вещи как «Саймон и Гарфункель». Тем не менее, мы включили этот альбом, и начали истерично смеяться. Мы не знали, кто же эта Алиса Купер, парень она или девчонка, и в конечном итоге в офисе родилась такая дежурная шутка, что если кто-то облажается на этой неделе, то мы заставим его работать с группой Alice Cooper."

Настойчивый гастрольный менеджер группы Alice Cooper, попросил менеджера Шепа Гордона связаться с Джеком Ричардсоном – еще одним продюсером компании Nimbus, – так чтобы тот поручил будущие куперовские записи Эзрину, и чтобы он пошел посмотреть выступление группы.

«Меня это совершенно не интересовало. Я возненавидел пластинку, но этот парень своей настойчивостью не давал мне никакого житья, и мне не оставалось ничего другого как пойти и посмотреть на них, лишь бы они отвязались от меня. Так я пошел на встречу с ними в Торонто. Я приехал к ним в отель, и ....эти пять парней – они все были гомиками и все наблюдали за мной. Вот что я могу рассказать. Гастрольный менеджер - педик, дорожники - гомики. Я сидел там в своих голубых джинсах, с своей короткой прической, меня всего трясло, понимаете, и там был этот парень – Элис Купер – со спутанными волосами до плеч, на нем были такие облегающие портки, что я реально мог разглядеть член на его промежности – штаны с разрезами на бедрах. Он говорил и при этом немного шепелявил .... это было выше моих сил. Так или иначе, они сказали, 'Мы крутая группа и нам нужен продюсер'. В конце концов, мы подружились, и у меня словно гора с плеч упала. Это был такой устрашающий опыт – до всех этих событий, я был таким наивным парнем – и я просто забылся». 

Еще большее раздражение вызванное фаворитами Купера вынудило Эзрина посмотреть концерт группы в клубе Max's Kansas City.

«После выступления, я прошел за кулисы. Понятия не имею почему, но я решил, что шоу было великолепным, и я подошел к группе и сказал, 'Я считаю, что вы способны выпускать хитовые пластинки', на что они ответили, 'Прекрасно – мы думаем, что тебе это также по плечу'. Это было такое милое, несуразное начало. Конечно, мне все еще было не по себе т. к. я все еще был уверен в том, что они все гомики. Просто кто-то решил использовать эту хохму на благо имеджа, но я не мог забыть обложки первых двух альбомов, ведь я еще ничего не знал. Однако я приехал в Детройт, в какой-то отстойный отель – я ненавидел Детройт – и как-то утром ребята ввалились в мою спальню. Мы завели беседу, и они прокрутили мне свои записи. Эти записи были просто ужасны. Нет, действительно, УЖАСНЫ! Они сказали, 'Нам нравится вот такое звучание. Так мы можем идти в студию?'. Меня чуть было не стошнило». 

«Нашей первой записанной композицией была вещь 'Eighteen'. Их оригинальная аранжировка длилась  8 (!) минут и эта аранжировка была крайне несуразной. Понимаете, прежде всего я должен был трансформировать концертные аранжировки в студийные, а им всегда было плевать на такие нюансы. В конце концов, сама песня превратилась в энергичный номер продолжительностью 2 минуты 38 секунд. И я тут же понял, что это будет хит». 

Конечно 'Eighteen' стала хитом, попав на 18 место в американских чартах, и по общему признанию, эта песня и сегодня считается лучшим хитом Купера, деля восторженные отзывы с композицией "Schools Out". Вышедший следом альбом "Love it To Death", стал их первой победой, как с точки зрения критиков, так и в финансовом плане. Времена изотерического, причудливого, халтурного восторга были позади, и в этом отношении Эзрин превратился для них в самого настоящего учителя. С этого момента, его работа в студии стала более сложной и требовательной: частенько приглашались и сессионные гитаристы для того чтобы усилить куперовское звучание.

«Стив Хантер сыграл почти во всех песнях альбома 'Billion Dollar Babies'. Он мой любимый гитарист и если вы прислушаетесь, то никто другой не смог бы также сыграть соло в 'Generation Landslide' или соло в 'Sick Things', только он. Рик Дерринджер сыграл жалящее соло, которое я так эффектно скрыл наложением дорожек в 'Under My Wheels', он также сыграл партию ритм гитары в песне 'Yeah. Yeah,Yeah'. Дерринджер стал первым приглашенным со стороны гитаристом принявшим участие в куперовских записях. У Глена Бакстона возникли проблемы – что-то связанное с женщинами, или что-то типо этого – и он просто не мог разучить свои гитарные партии». 

В конечном итоге был поставлен ультиматум, и в один прекрасный день, группа пришла в чикагскую студию и увидела там этого парня. Теперь Дерринджер профессионал – ему нужно было 15 секунд для того чтобы настроиться и в среднем 2 часа на то, чтобы настроить куперов в студии. Буквально. «Так или иначе, они наблюдали за его работой и были поражены. И с этого момента они стали более реалистично, относится к музыке. На самом деле, они очень скромно ведут себя в студии, с ними гораздо легче сработаться, чем можно себе представить, они открыты для предложений». 

«Дик Вагнер был еще одним приглашенным нами гитаристом, – как оказалось, чтобы сыграть на песне 'My Stars', это композиция с достаточно сложной аккордовой структурой. Это правда, именно я и Вагнер сочинили 'I Love The Dead'. Элис подкинул мне лирику. Было решено не печатать имя Вагнера в авторстве песни, – нет, его имя так и не было напечатано. Он заслуживает этого, больше чем кто бы то ни было. Но по большому счету, именно музыканты основного состава играют на пластинках. Элис постоянно пишет лирику и он способен сочинять хорошие мелодии. Майк Брюс – просто кладезь гитарных рифов. И именно Глен Бакстон придумал аккордовую секвенцию в 'School's Out'». 

Так насколько же сильны музыканты группы как личности во время работы в студии?

«Элис – это личность с сильным самосознанием. Остальная группа, озабочена коммерческим успехом выражаемом в денежном эквиваленте .... Перфикционалисты? Нет, они занимаются музыкой, для того чтобы разбогатеть. Рок музыка – это вам не искусство. Конечно, это халтура, – хорошая развлекательная халтура и прекрасный способ подзаработать и разбогатеть. В какой-то момент я примирился с этим убеждением, что я даже не хочу думать об этом». 

«Если же говорить о технической стороне вопроса, то я не приемлю халтуры. Но вот на все остальное, я никак не претендую. Я хочу сказать, что куперы вовсе не музыканты или рок-н-ролльная группа в обычном понимании. Теперь, вы не можете так относиться к ним, – они будут крайне не довольны такой оценкой, но по большому счету – они театр. Для них важнее всего превратить музыку в театр. Не думаю, что сам Элис согласиться с этим – для него важно сделать музыку такой, чтобы зрители не воспринимали нас как чистый театр. Я лишь поднимаю музыку до театрального уровня и вношу в нее частичку своего я, конечно, большую часть своей личности, но это просто мой вкус». 

«Я считаю, что работа продюсера состоит в том, чтобы решить, что необходимо сделать, а от чего следует отказаться, и если сама группа не в силах что-то отсеять, ты сам должен гибко подвести их к этому. Именно эту роль я всегда играл для музыкантов группы Alice Cooper, и я всегда с большой осторожностью сохранял эту подлинность”.

 

 

Перевод – Дмитрий Бравый 27.08.03  

 

Hosted by uCoz