Интернет сайт www.ink19.com 11.05.04 автор: Gail Worley

Я это очень люблю

Интервью с оригинальным бас гитаристом группы Alice Cooper Деннисом Данэвеем

Billion Dollar Babies группы Alice Cooper является для меня особым альбомом по многим причинам. Прежде всего, он вышел в день моего рождения, 15 февраля 1973 года, в год который в целом был достаточно безумным. Во вторых, это потрясающий альбом, на Billion Dollar Babies также есть моя вторая любимая песня Alice Cooper, а именно "No More Mr. Nice Guy." Это потрясающая песня. И последнее, но не в последнюю очередь, это моя единственная виниловая пластинка оригинальной группы Alice Cooper с автографами четырех из пяти оригинальных музыкантов группы (Глен Бакстон, мир праху твоему) на обложке. Этот альбом висит у меня в квартире на стене в рамочке. Я думаю, что я люблю его, я его очень люблю.

Одна история о группе Alice Cooper особо выделяется из всех моих остальных историй Alice Cooper. За эти годы я не раз рассказывал эту историю в дроугих статьях написанных мной о Alice Cooper (группе и человеке) и разных музыкантах оригинальной группы, но я не думаю, что эта история была когда-либо напечатана полностью. Пришло время сделать это. Еще в начальной школе у меня был лучший друг по имени Вики Френсис. Вики был трудным подростком, а я был тупицей, но, тем не менее, мы были лучшими друзьями. Мы были, что называется “не разлей вода”. У Вики было два старших брата и старшая сестра, которую звали Уэнди, которая, наверное, была на год или на два старше нас в школе. Уэнди курила сигареты, носила короткую стрижку, и джинсы с поясом ниже талии, и я очень боялся ее потому что она была такой клевой и опасной. Она была похожа на девушку-подростка которая вырастет для того, чтобы разгромить бакалейный магазин или что-то типо этого. Уэнди также нравились все классные рок группы и именно она познакомила меня с Cheech & Chong ("Dave's Not Here") и группой Iron Butterfly и с многими другими командами. Я благоговел перед ней.

Как-то раз я пришел к Вики домой и, мы пошли к Уэнди послушать только что купленную ей пластинку Billion Dollar Babies. Тогда этот альбом попал на первое место, а сингл, "No More Mr. Nice Guy" крутили по всем радио станциям. Хотя это была моя любимая песня, которую я услышал по радио, я ничего не знал о группе, которая исполняла эту вещь, потому что я был таким тормознутым. Хорошо, когда мы вошли, в комнате звучала "I Love The Dead" достаточно испорченная песня для первого знакомства, когда в то время я открывал для себя такие группы как The Beatles и the Beach Boys. Достаточно резкий переход от "Ticket to Ride" к "I Love the Dead".

Уэнди дала мне конверт пластинки и открыв его я обнаружил коллекцию фотографий музыкантов группы Alice Cooper. Я тут же громко воскликнул, "Какие они все мерзкие! Кроме него!" "Он", это был бас гитарист Деннис Данэвей. Деннис выглядел настоящим красавчиком со своими длинными волосами и сексуальной улыбкой. Я тут же влюбился в него.

Примерно через год, моим фаворитом вместо Денниса стал Роджер Долтри. Но даже через много лет, когда я влюблялся в более ярких и мнее гетеросексуальных рокеров, где бы я, не слышал музыку группы Alice Cooper, я вспоминал красавца Денниса Данэвея и какой замечательной была эта группа. Деннис Данэвей всегда был воплощением воображаемого друга рок-н-ролльщика и, на пару с Beatles, Led Zeppelin, The Who и Queen, музыка группы Alice Cooper просто не заменима для меня.

Где-то 2 года тому назад. И совершенно случайно, я наконец-то встретился с барабанщиком группы Alice Cooper Нилом Смитом и написал серию статей о нем, одна из которых появилась на сайте Ink 19. Я не теряю контакта с Нилом, и так как он вместе с Деннисом все еще играют вместе в группе Bouchard, Dunaway & Smith, я решил попросить Нила познакомить меня с Деннисом для того, чтобы взять у того интервью. Нил с радостью согласился помочь мне и в конечном итоге я взял двух часовое телефонное интервью у рок звезды, в которую я влюбился, когда мне было 12 лет. К тому же он офигенный басист.

Почему ты решил играть именно на бас гитаре?

В 1963, я пошел в кино на Hercules Unchained в кинотеатр Fox Theater в Фениксе. Первым фильмом того киносеанса -­ потому что в то время показывали за раз по два фильма – быд Диснеевский мультик “Питер Пен”. Между фильмами, на сцену кинотеатра вышла группа “Дуэйн Эдди и Бунтари” (Duane Eddy and the Rebels) и они сыграли 3 или 4 песни, и вся публика буквально взорвалась. В зрительном зале сидели только три или четыре парня, но когда они закончили свое выступление, я сказал, "Вот чем я хочу заниматься в своей жизни!" (смеется).

Круто, а, сколько же тебе тогда было лет?

Наверно, лет 17. Я самый старый музыкант оригинальной группы. Когда мы познакомились, я уже был студентом второкурсником. Именно тогда я познакомился с Винсом (Фурньером, известном как Элис Купер), потому что он был первокурсником школы Cortez. Так или иначе, я сказал "Я должен этим заниматься," и я сказал Винсу, "Давай сколотим группу!" [смеется] Что мы и сделали, но в начале это было скорее такая шутка. В этот момент, каждый решил выбрать себе музыкальный инструмент, на котром он будет играть в группе. Винс хотел играть на губной гармошке, и он мастерски сочинял лирику, так что он стал певцом. Глен (Бакстон) и Джон Татум уже играли на гитарах, а Джон Спир решил играть на барабанах. Мы взяли себе имя The Earwigs. Чтобы поднакопить денег для покупки своей первой бас гитары, я поехал в штат Орегон и работал на ферме моего деда. Пока я там работал я продолжал переписываться с Винсом, мы обсуждали наши планы на будущее. По большому счету, сначала мы хотели разучить песни Beatles, и играть ковер версии. Когда осенью я вернулся в Феникс, я вместе с Гленом пошел в магазин музыкальных инструментов Montgomery Ward и мы выбрали для меня бас гитару которая называлась Airline. Я пошел домой к Глену и мы начали разучивать ноты наших любимых песен. В самом начале нашего творческого пути, мы слушали песни Чета Аткинса и Леса Пола, потому что эти музыканты очень нравились Глену. Когда я начал играть на бас гитаре, у меня был дома просто кошмарный магнитофон, у меня даже не получилось бы подобрать басовые партии. Я бы просто не отличил бы их от гитарных партий. Я пошел к Глену и именно он научил меня нотной грамоте, первым басовым партиям, научил как надо настраиваться и так далее.

Расскажи о своих ранних влияниях.

Когда появились Stones, мы стали их большими поклонниками, так что я развил свою технику играя блюзовые партии Билла Ваймана. Потом друг Глена притащил пластинку Yardbirds, с этого все и началось. Наверное, на мою манеру исполнения больше всего повлиял прогрессивный стиль Пола Семвела-Смита из Yardbirds. Мы даже играли в первом отделении у Yardbirds когда они приезжали в Феникс, Аризона; наверное это было в 1965 или '66. Мы играли только песни Yardbirds [смеется], и они были поражены этим. Они просто не могли поверить, что кто-то слышал о них в середине пустыни, что есть группа играющая только их песни. Когда группа переехала в Калифорнию, мы внезапно решили, что нам надо найти свой собственный стиль. Мы набрались опыта, играя чужие песни, так что нам пришлось сменить тактику.

А что там случилось в Калифорнии?

Когда мы приехали в Лос Анжелес, мы поняли свою несостоятельность как музыкантов. Мы могли подражать Stones, Beatles и Yardbirds, но когда нужно было придумать что-то свое, даже Элис не знал, что нам делать, и поворачивался спиной к аудитории. Чтобы стать настоящими музыкантами мы много джемовали, мы стали играть куда лучше и решили сосредоточиться на написании оригинального материала – просто, выпустить несколько синглов, у нас уже был кое-какой записывающий опыт – потому что мы пробовали найти свое лицо. Нужно было, как можно больше экспериментировать.

И где-то в это же время в группу пришел Нил Смит?

Да, наш тогдашний барабанщик, Джон Спир, который играл в Earwigs и the Spiders, не был столь оригинальным. Ему хотелось сочинять хитовые песни, на этой почве и возникли музыкальные разногласия. В это же время, мы пригласили Нила, который прекрасно вписывался в ритм секцию. Барабанщик, с которым бас гитарист играет в одной связке, более чем с любым другим инструментом, очень важен, важно как он играет, какие получаются ритмические рисунки. Джон Спир был тяжеловесным, мощным барабанщиком. Он напоминал мне Бадди Майлса, если говорить о мощи и работы бас бочки – тотальная тяжесть. Он молотил по барабанам как безумный. У Нила более легковесная манера, но он был очень скоростным барабанщиком, он очень быстро ориентировался в смене музыкальных гармоний. С появлением Нила моя манера игры тут же нашла оригинальное направление. Я наконец-то раскрылся и пошел в своем направлении.

На каких гитарных моделях ты сейчас играешь? У тебя есть любимая бас гитара?

Моя оригинальная бас гитара с зеркалами была модели Gibson EB-0, я покрасил ее в металлический зеленый цвет, потому что я собирал моделки автомобилей, и это был мой любимый цвет [смеется]. Для покраски гитары я даже использовал ту же модельную краску. Но мы прозвали эту басуху "Легушка", из-за зеленого цвета. Откуда взялась эта легушачья тема, просто моя жена Синди считает, что я улыбался как легушка [смеется]. Эта легушачья басуха теперь выставлена в Зале Славы Рок-н-Ролла. Я только что ездил с ней на гастроли “Бунтари Рока” приуроченные к 100-летию фирмы Harley Davidson. С этим инструментом я гастролировал по всему миру. Я сказал Нилу, что хочу, чтобы мы продолжили нашу карьеру именно с моей бас гитарой, потому что лучшего турне и представить себе было не возможно [смеется]. Вот это был прикол, потому что в прошлом году Джо, Нил и я выступали в Кливленде, – Майк Брюс тоже был на том концерте. После этого концерта, я отдал свой бас в Зал Славы. Я давненько не играл на этом инструменте, но я все отладил, поставил новые струны и отыграл на ней тем вечером. Когда я принес гитару в Зал Славы Рок-н-Ролла, девчонка открыла кофр, одела хлопчатобумажные, белые перчатки и осторожно вытащила инструмент из кофра. Я сказал ей, извините, если вас смущает моя улыбка, но если бы вы видели как вчера на концерте я колотил этой гитарой по сцене, то вы бы тоже поняли всю комичность этой ситуации [смеется].

Забавно.

Но, так или иначе, именно Gibson стала моей первой зеркальной басухой. Я приклеил эти кусочки зеркал из-за Литтл Ричарда. Мы играли в Торонто, а у него была такая жилетка обклеенная зеркалами. Тогда мы пытались разрушить барьеры, существовавшие между группой и зрителями. Зачастую, барьер падал прямо до черного хода, потому что когда мы отыграли, в зрительном зале уже никого не было [смеется]. Я решил, что когда прожектор посветит на бас, зеркальные зайчики разбегутся по всему зрительному залу и сломают существующий барьер. Кидание предметов в публику тоже пошло на благо шоу. Сейчас, в составе группы BDS я играю на басе Fender Jazz Bass выпуска 1970 года. Это моя любимая бас гитара, с кленовым грифом склееным из трех кусков и черными мозаичными вставками на ладах.

Почему именно эта бас гитара?

Это мой любимый инструмент с 1970, правда. Иной раз, для какой-то конкретной песни продюсеры не могли добится необходимого им звучания, и нам приходилось посылать кого-нибудь взять басуху на прокат. И прокатная стоимость зачастую была выше стоимости самого инструмента, так что, мне приходилось бережно относится к своей гитаре. Как группа, мы возили с собой на гастроли массу разных инструментов. Глен потерял свою розовую гитару Les Paul, она пропала из-зпод кровати в номере нью йорского отеля, когда там спало 8 парней. Но и я сам потерял пару бас гитар. Я прятал их за занавеской в своем номере и все такое, но мне до сих пор не хватает этих инструментов. Когда на гастроли я поехал с этим басом Fender, мне эта гитара так понравилась, что я захотел использовать ее в студии, так что я купил еще один такой же джазовый бас 70 года выпуска, только белого цвета. Я купил третью басуху, опять белую, и у меня до сих пор есть все три эти бас гитары, даже не смотря на то, что одну я перекрасил в зеленый. Одна из этих бас гитар звучит на альбоме Джона Леннона Rock N' Roll, на ней сыграл наш друг, Rockin' Регги Винсент. Он был со автором песни "Billion Dollar Babies."

Классно.

Наверное, это была судьба, в ретроспективе, но тогда мы просто были в записывающей студии, а Джон Леннон работал в соседней студии, – и ему понадобился бас. В тот момент я работал над сольным альбомом Нила Platinum God, а Джек дуглас был продюсером. Именно он, конечно же, продюсировал последний альбом Джона Леннона.

Во время работы над песнями, ты сочиняешь свои басовые партии для конкретной песни в соответствии с вокалами, гитарой, барабанами, и т. д.? Или же ты пишешь свои партии в противодействии другим инструментам, особенно создавая основу для вокальных партий?

Я люблю музыку именно потому, что песню можно написать совершенно по-разному, используя разные подходы сочинительства. Я басист, так что я мыслю как басист. Даже когда я что-то сочиняю на гитаре, как правило, в уме я держу партию баса. Если же говорить о написании партий, то для меня бас гитара – это некая головоломка. Когда я играл в группе Alice Cooper, мне приходилось подстраиваться под басовый барабан и играть в соответствии с аккордовой структурой. Иногда мне удается сделать так, что песня развивается и рождается в соответствии с партией баса, но обычно я играл ориентируясь на направление Нила. Потом, я создаю свою бас партию как дополнение партии ударных. Кроме того, если я слышал, что внезапно Глен играет какую-то конкретную гитарную гармонию, я шел за ним. Здесь не было четко разработанного подхода. По большому счету, я сочинял свои партии именно в такой манере, потому что мне не хотель быть похожим на других басистов. Мне хотелось выработать свою оригинальную манеру. Вот почему я предпочитал диссонирующие ноты, даже хотя я обычно смягчал их, чтобы они были более приятными на слух. В начале нашей карьеры, у меня была возможность гнуть свою линию, на альбоме Pretties For You, потому что мне хотелось, чтобы група развивалось именно в этом направлении. Мне хотелось, чтобы мы были настоящим авангардом. Группа шла в этом направлении, были перспективы именно такого развития, но в какой-то момент мы решили, не важно, что ты играешь, если кому-то это нравится, это еще не означает, что ты на правильном пути. Просто когда Майкл начал сочинять замечательные песни, а я стал более изощренным в своих басовых партиях, – вся группа поднялась на качественно новый уровень – и именно в этот момент мы встретили Боба Эзрина. Был выбран как нельзя более подходящий момент. Очень удачный момент, именно тогда, когда мы не знали в каком нам дальше идти направлении. Столько лет мы буквально жили на чемоданах и зарабатывали себе на кусок хлеба.

Как только группа Alice Cooper начала работать с Бобом Эзриным, вся атмосфера в коллективе изменилась. В какой степени продюсерский талан Боба повлиял на вашу игру?

Когда мы встретили Боба, у нас уже были готовы такие песни как "I'm Eighteen," "Caught in a Dream," и ряд остальных песен, в последствии попавших на альбом Love It To Death, так что Бобу не нужно было что-то глобально перекраивать. Тем не менее, Боб кардинально повлиял на весь процесс, а мы относились к нему как к музыканту группы. Иногда, он даже играл с нами на одной сцене. Мне очень нравилось работать с Бобом, потому что он был достаточно умен для того чтобы понимать химию группы, и как эта химия будет изменяться в дальнейшем. Но охотно позволял мне и Нилу заниматься нашим абстрактным экспериментированием. Нил был готов испробовать все существующие барабанные партии, прежде чем остановится на чем-то конкретном, скажем, создать какую-то связующую вставку. Я делал тоже самое; мы играли то так, то этак, но Боб позволял нам делать это. Потом, когда у нас начинало что-то получатся, вместо того чтобы позволить нам идти в разных направлениях, он говорил, "Минуточку, Нил, здесь басовый барабан портит все дело," или "Деннис, в этой басовой партии, тебе просто нужно поменять естами пару нот и все получится. Так что оставим этот вариант." Он знал наверняка, в какой момент ему надо вмешаться. Он также умел грамотно записать бас, даже хотя обычно я считал, что бас можно прописать и более “жирно”. Он знал в этом толк, и можно услышать каждую сыгранную мной ноту. Я не сыграл ни одной ноты, ни на одной записи которую нельзя распознать, и это необычно. Сколько групп той эры могут сказать тоже самое? Лишь единицы, но большинство этих групп на своих записях запороли басовые партии.

Я готов включить тебя в тройку бас гитаристов: Джон Энтвистл (The Who), Крис Сквайр (Yes) и ты, это три басиста, которые играли на бас гитаре, как на ведущем инструменте.

Это большой комплимент. Я считаю, что я отличаюсь от них, в плане техники. Я хочу сказать, что у Джона Энтвистла была безупречная техника, как и у Криса Сквайра. Я расцениваю твои слова как комплимент, потому что я считаю их басистами новаторами. Я считаю, что в плане игры на бас гитаре я также в чем-то похож на Пола Маккартни, мне нравилось сочинять свои партии с обратными мелодиями – или, по крайней мере, партии с несколько иным чувством, отличным от основной мелодии. Хотя в отличие от Пола Маккартни, у меня вряд ли бы получилось петь и играть, по той же причине обратной мелодии. Моя партия баса немного не стыковалось бы с вокальной линией. Теперь, когда я играю на гитаре, у меня не возникает никаких проблем, потому что ритм соизмерим с вокалами. Это может показаться полным безумием, но я считаю, что если бы люди не были бы щзнакомы с имиджем Пола Маккартни, если бы он не был бы таким замечательным певцом и не писал бы такие великие песни, то народ назвал бы его одним из величайших бас гитаристов всех времен. Его умение играть на бас гитаре похоже, всегда будет недооценено на фоне его остальных способностей.

Полностью согласен с тобой, потому что все, что он сыграет на любом инструменте, будет всегда находится в тени того факта, что он был музыкантом Beatles. Так уж вышло, что ему досталась роль бас гитариста.

Точно.

В продолжение темы, твои басовые партии в группе Alice Cooper были очень уникальными, особенно в те моменты когда ты, Глен и Майкл отрабатывали идивидуальные контрапункты которые переплетались и вместе с тем сохраняли гаражное чувство, на таких песнях как "You Drive Me Nervous," "Second Coming-Ballad of Dwight Fry," "Halo of Flies," и многих других. То твоей бас гитары был скорее гитарным, чтобы способствовать основной гармонии. Прекрасный пример этого песня "Gutter Cat Versus the Jets". Как ты сам прокомментируешь такое наблюдение?

Если говорить о общем звучании всех инструментов, то я думаю, что мы играли в подобной манере еще когда в конце 60-х мы жили в Лос Анжелесе. Если ты послушаешь песню "Fields of Regret" (с альбома Pretties For You, 1969) то в середине брейка, ты услышишь партию, где Глен бил по струнам в связующем куплете, а затем Майкл играл свою партию, а потом вступал я и мы продолжали играть так все вместе. Я всегда стараюсь сыграть свои партии именно в такой манере, подгоняя их под саму песню. Иногда Элис выполнял, роль катализатора, но он пел в манере больше похожей на манеру Барта Бакара. Он делал орестровку наших партий в репетиционной комнате, когда мы сочиняли песню. Ему нравилось выделять партии Майкла, Глена и мою партию, вот так [смеется]. Также очень важно было то, что Майкл и у Глен играли на гитарах совершенно разного строя и в совершенно разной манере, и вместе с тем они дополняли друг друга. Я считаю, что они вдвоем были одним из крутейших гитарных дуэтов на сцене. Мне трудно похожую связку гитаристов. Временами у меня рождались такие партии котрые, как я сам считал, могли перегрузить контекст песни. Я думал, "Наверное, я не должен играть эту басовую партию, которая слишком выделяется на общем фоне." Но потом, я обычно говорил сам себе, "Так или иначе, я сыграю здесь эту партию," потому что мне этого хотелось [смеется]. Я не играл так для того, чтобы выделится, стать соло бас гитаристом. Я был всего лишь басистом, который не боялся выделять свою партию.

Я считаю, что на альбоме School's Out твои басовые партии являются ведущими партиями песен, больше, чем на любом другом альбоме группы Alice Cooper.

Я знаю, что такое мнение существует. Как я уже сказал, я никогда не считал себя солирующим басистом. Когда нужно было записываться в студии, Боб Эзрин был движущей силой группы. Когда был нужен песенный материал, такой движущей силой был Майкл Брюс ­- также как и Элис, если говорить о написании лирики ­- а если нужно было создать необходимое чувство, настрой, без Глена было просто не обойтись. На самом деле Глен влиял на наши песни больше, чем это принято считать, даже в рамках самой группы, я так считаю. Глен мог изменить направление всей песни, сыграв всего одну ноту, потому что это могло быть определяющим настроением. Я всегда считал самого себя, с точки зрения творчества ­- и в стремлении создать что-то уникальное -­ движущей силой группы, и я был буквально неумолим в этом стремлении. Остальные ребята считали меня этаким трудоголиком, но я не считал это своей работой, потому что мне это до одури нравилось! [смеется] Я думал о нашей музыке круглосуточно. Я мог проснуться, увидеть сон и написать об этом песню, чтоя и сделал, написав "Killer." На самом деле "Killer" – это мой сон, мне приснилось, что я сижу в камере смертников в одной компании с убийцей. Я ухватился за эту идею, принес ее Майклу Брюсу и мы написали песню за один вечер.

Давай теперь поговорим о репутации группы как этаких жутких и извращенных типов. Что ты скажешь на это?

В то время, публика в основном ценила нас, нашу группу, на растоянии [смеется]. Мы очень часто сталкивались с людьми, которые просто боялись пройти к нам за кулисы. У нас было огромное множество поклонников, которые просто не хотели к нам приближаться, потому что их смущал наш статус. Даже те люди, которые работали на нас, много лет спустя, я узнал о том, что они просто боялись нас. Когда наш дорожник, Ронни Болтц спросил нас, нужен ли нам еще один роуди, мы сказали, "Конечно, пусть приходит." Потом, когда он приехал на ферму в Понтиаке, штат Мичиган, его поселили в одной комнате вместе с Нилом. Он заявил, что его это очень беспокоит, что он боится. На следующее утро, он успокоился, когда понял, что мы самые обычные люди.

Если честно, я и не знал, что группа Alice Cooper имела такую репутацию компании злобных уродов, пока не прочитал книгу Боба Грина Billion Dollar Baby.

Видишь ли, когда мы появились, народ еще не был готов к шоку. Теперь, когда есть такие артисты как Мерилин Менсон, то что мы творили, по сегодняшним меркам, кажется безобидными игрушками, потому что нам приходилось шокировать публику в соответствии с жестокими рамками цензуры. Когда мы должны были где-то выступать, промоутеры могли удержать наш гонорар и не выплатить нам полную сумму, если со сцены звучали какие-то скарбезные призывы, происходили какие-то развратные действия и т. д. На концерт могли прийти представители общества спасения животных для того, чтобы убедится, что мы не замучили не одной зверюшки – что мы никогда не делали. Могла припереться пожарная охрана, потому что они где-то услышали, что мы будем использовать на сцене пиротехнику и все в таком же духе. Вот в каких условиях нам приходилось шокировать публику. Но это был настоящий шок. Я хочу сказать, что в те времена, можно было шокировать лишь только одним названием группы – АЛИСА КУПЕР. Это уже был вопиющий скандал, вот почему группы редко снимали на видео, вот почему нас не хотели показывать по телевизору, потому что многие рекламодатели могли просто потерять свою работу. Мы были шокирующими, мы были вопиюще скандальными, но сейчас вспоминая все это, трудно себе представить какой эффект мы оказывали на общество.

Должно быть, это было потрясающее время.

К тому же, по большому счету, я был в группе этаким тихим наблюдателем. Вне сцены и музыки, я был тихоней. Я был наблюдателем, слушателем, я писал и вспоминал. Но есть такие фанаты, которые знают гораздо больше, чем сами музыканты группы [смеется].

Большинство поклонников/музыкантов могут сказать, что они не могут забыть твоих нисподающих каскадом басовых партий. Как бы ты обозначил свой стиль? Как ты сам оцениваешь свой уникальнывй талант бас гитариста?

Мне всегда нравилось это понятие, "ниспадающие каскадом партии." Не знаю, кто прозвал меня таким басистом, но мне нравится этот ярлык. И все же, я бы назвал эти партии “инновативными”. Некоторые из моих инноваций родились из-за восполнения дефицита. Мне очень неловко из-за этого, когда я думаю, что если какой-то басист, понаблюдает за моей игрой, он может подумать, "Господи, да у этого парня странный стиль. Он просто не умеет играть. Это плохой музыкант." И чтобы компенсировать такое впечатление, я попытаюсь придумать самые уникальные басовые партии, на которые я только способен. Вот что двигало мной в творчестве, даже не смотря на то, я так или иначе, должен был придумать эти самые партии.

У тебя какая-то особая техника игры, которая помогает определить твое звучание?

Давай я расскажу тебе историю о Майке Уотте, которого Джо Бакард пригласил на наше выступление в Нью Йорке. Он пришел со своей бас гитарой EB-3 и воскликнул, "Не могу поверить, что здесь присутствуют два моих любимых басиста!" Он сказал, "Я играю на этой бас гитаре из-за тебя! Ты должен послушать меня, ведь я играю в твоем стиле" – и я воспринял его слова как комплимент, потому что он очень хороший басист [смеется]. Но я понимал о чем он говорит. Он говорил, "Ты самый первый басист который заиграл аккордами." Тоже самое говорит и Джо Бакард. Но на самом деле, я никогда не играл аккордами; я лишь играл пятыми долями, так что я играл 2 ноты одновременно. Я делал это потому что аккоррды как правило перегружают колонки. Если ты берешь полный аккорд, тем самым ты загрязняешь звук. На "Gutter Cat," я в основном играю на двух верхних струнах, тоже самое, я делаю в рифе песни "Dead Babies". Поэтому сложилось мнение, что я играю аккоррдамиs, даже не смотря на то, что, по моему мнению, я играю отдельные фразы [именно такая манера определила мое звучание]. Даже многие басисты, которые играют первые песни группы Alice Cooper, когда я слышу, как они играют мои партии, они не могут играть отдельными фразами. Например, партия перед припевом в "I'm Eighteen," где я играю высокую басовую партию, они играют в нижнем строе, играют аккорд A, на октаву ниже, в силу того основная задача басиста создавать основу композиции. Меня это не сильно волновало, потому что Нил прекрасно мог удерживать основу. Я мог остановиться, а основа большинства композиций группы Alice Cooper так бы и не изменилась.

Да, ты и Нил были такой важной частью группы. Меня убивает, когда кто-то говорит об альбомах оригинальной группе Alice Cooper, и имеет ввиду только одного Элиса Купера. Словно в группе играл один Элис Купер.

Ну, такова сущность музыкальной индустрии. Если ты не считаешься с нами, то тогда не стоит считаться и с такими музыкантами как Скотти Мур и Билл Блек. Именно они стояли у истоков стиля рокабилли, но все знают одного Элвиса. Понимаешь, мы, как говорится, не первые и не последние, хотя меня возмущает, что мой вклад как творческой личности приписывается другим людям. Мне от этого очень больно. Но, тем не менее, я все еще играю на сцене; по большому счету, мы с Нилом играли каждукю неделю, и все эти годы играли без группы. Как ритм секция мы работаем в одной связке с 1969.

Ты играешь с Нилом вот уже более 30 лет. Насколько его игра повлияла на твой собственный стиль?

У нас есть телепатическая связь. Я точно знаю, чем он собирается заняться, и наоборот. Когда я играю с Нилом, мы чувствуем себя как дома. Это неповторимо. И когда я слышу, как другие люди играют наши песни, какими бы хорошими музыкеантами они не были, при этом всегда теряется какой-то важный, ключевой элемент.

Ты следишь за теми басистами которые играют в группе Элиса? Как ты считаешь, пытаются ли они подражать твоему стилю, повторять твои ходы или они по своему интерпретируют классические песни группы AC?

Однажды один из басистов Элиса спросил меня, "Как мне сыграть в твоей манере?" На что я ему ответил, "Играй так, как считаешь нужным." [смеется]. Если кто-то хочет копировать меня, постарайтесь сохранить свою индивидуальность, вот мой подход к творчеству. Я считаю, что Элис играл с первоклассными музыкантами. Любой человек, который покупает билет для тиого, чтобы увидеть его шоу, никогда не уйдет разочарованным. Сейчас Элис звучит просто великолепно, но что касается ритм секции – и гитарной работы – я бы предпочел именно нас. Тоже самое я могу сказать и о изобретательности, не думаю, что кому-то удалось соответствовать нашему уровню.

Я должен согласится.

Вот почему шоу Элиса это слабая попытка повторить шоу оригинальной группы. Но мне понравились все ребята, с которыми я когда-либо встречался, все те музыканты, с которыми работал Элис, и я уважаю их, как технарей. Грег Смит играл с Элисом столько же сколько и я сам – может быть даже дольше – но он играл большинство моих партий с совершенно иным позиционированием, играл без медиатора. Я тогда подумал, "Ух, ты, он проделал серьезную работу." Но он прекрасно справился со своими обязанностями.

Могли ли вы импровизировать на живых выступлениях группы Alice Cooper, или в основном придерживались заданных аранжировок?

В самом начале нашей карьеры мы только и делали что импровизировали. Потом, когда мы начали играть в больших залах, мы решили, что нам надо создавать более надежный костяк композиций. Мы оставляли пространство для некоторой импровизации, импровизировали с присущей тому времени манерой, но мы делали это по своему. Например, во время гитарного проигрыша, если Майк делал гитарнеый проигрыш, он мог играть пока это его увлекало, или же он играл в соотвествии с настроем публики, а потом он мог намекнуть нам, что надо вернуться к основной теме песни и мы тут же возвращались, не то что во времена когда мы только начинали играть, тогда мы не представляли куда нас может завести эта самая импровизация. Лично мне хотелось, чтобы группа почаще импровизировала. Мне хотелось, чтобы мы были немного абстрактной, импровизационной группой, в которой никто не знал бы чем закончится та или иная импровизация, и на каждом новом концерте мы играли бы все иначе. Мы сохранили дух импровизации на наших шоу, но это не всегда было уместно. Когда мы начали играть на больших стадионах, нам хотелось убедится, что публика будет уходить с концерта с осознанием того, что они увидели профессиональное шоу. Так что, Глен мог делать гитарный проигрыш так долго, как ему этого хотелось, и мы делапли это на разных концертах. Если он начинал играть другой ритм, я, Нил могли подключится к его импровизации и совершенно внезапно все разыгрывалось по не предсказуемому сценарию. Но он намекал нам, что возвращается к основной теме. Во время концерта, и даже на гастролях в поддержку Billion Dollar Babies, мы могли сыграть, скажем, концовку песни "My Stars" когда Глен подключал свою примочку Echoplex, и эта композиция приобретала очень воздушный, космический оттенок. Мы играли так, пока нам это не наскучило. Потом Майкл мог сыграть грандиозную концовку, которую нам пришлось разучить. И всегда это была импровизация с жесткой структурой. Играть такие концовки мы научились еще в начале нашей карьеры. На одном из первых концертов кто-то подошел к нам и сказал, "Вы классно играете, но каждый раз, когда вы обрываете песню, создается впечатление, что у вас просто нет концовки, а именно по концовке вас и запомнит публика." Все что помнят зрители – это угарную концовку. И с тех пор мы уделяли особое внимание концовкам песен. И наша музыка продолжала развиваться на сцене. Если же мы записывались, сама запись была как моментальный фотоснимок, потому что "I'm Eighteen" и ряд других песен могли развиваться на основе той версии, которая бала записана в студии. Эти песни изменялись на сцене буквально, на каждом турне. Одна пересня перходила в другую и так далее. В начале карьеры мы гордились нашими поппури, потому что у нас было гораздобольше песен, чем мы могли сыграть за один вечер. Мы могли играть попури на песни Rolling Stones и Beatles, и мы классно это делали --- особенно Майкл Брюс. За несколько лет у нас накопилось мнолжество песен, которые мы начали, но так и не закончили. Вот так и родилась тема "Halo of Flies". По сути "Halo of Flies" – это попури из эмбрионов – мы называли эти загтовки эмбрионами – вот как все было. Просто мы расписывали все эти загтовки на классной доске и называли отдельные части, и на это нам требовалось несколько часов после обеда.

На песне "Muscle of Love" ты проделываешь один фокус на басе во время куплета, подражая звуку заводящегося мотоцикла. Как тебе это удалось?

Об этом спрашивают, все басисты, которые пытаются разучить эту песню. Я играл эту партию вживую на сцене, но вот в студии, этот звук на самом деле “сжимной барабан” на котором сыграл один из моих любимых басистов, Джек Ричардсон. “Сжимной барабан” этотакая штукорвина которую вы зажимаете между коленей и когда вы бьете по нему, вы сжимаете свои колени и тем самым изгибаете ноту. Я думаю, что это большой, африканский барабан.

"Blue Turk" – моя любимая песня группы AC, как тебе удалось сыграть в этой теме в джазовой манере?

Ты знаешь, почему мне нравится эта песня? Потому что ее любил Глен Бакстон. Глен так классно играл на ней, и он так здорово сыгрался с теми трубачами из Нью Йорка, джазменами которых мы пригласили поиграть на этой дорожке. Они замечательно поняли друг друга. Каждый раз, когда я слышу эту песню, я с ностальгией вспоминаю Глена. Мне нравится, как он сыграл на "Blue Turk." Если же говорить о моей джазовой манере в этой песне, то на самом деле, я называю это псевдо джазом [смеется]. Мне нравятся такие джазмены как Стенли Кларк, но сам я не джазист. На репетициях, Майк Брюс, Глен и я начинали мыслить как битники и затем мы играли эти короткие джазовые фрагменты, так, разнообразия ради, когда ты целый день играешь хард рок. Этот простой кусочек родился из гитарных упражнений. Это типичнейшая для джазиста басовая партия, электрогитара вместо партии пианино.

Назови мне несколько ярчайших моментов твоей карьеры?

Я никогда не забуду, как группа Alice Cooper играла у двери ведущей в спальню Френка Заппы и получила за это контракт на запись.

Это было ваше прослушивание?

Мы прибыли на место в 9 часов утра, потому что в тот день мы пообещали дать два концерта, но так и не дали. В то время Элис встречался с мисс Кристин из группы GTO, которая также была приходящей няней Moon Unit. Она сказала, "Завтра Френк будет дома." И мы ответили "Великолепно! Так мы заедем?" На что она нам, "Давайте договоримся на 9 часов. Я спрошу у него, и перезвоню вам, если возникнут какие-то проблемы." Хорошо, мы приехали в 9 часов утра вместо 9-ти часов вечера [смеется], притащили весь свой аппарат, установили все у дверей спальни Френка и начали играть. Его дверь приоткрылась, а потом он просунул в дверь свою голову и закричал, "Хватит, кончайте!" Потом он снова высунул свою голову и сказал, "Дайте мне выпить чашечку кофе, а потом я вас послушаю." И после прослушивания, он подписал с нами контракт. Потом, я прекрасно помню как мы играли в первом отделении у Led Zeppelin на их самом первом шоу в США в клубе Whisky A Go Go [в Лос Анжелесе]. Должно быть это было в 1969. Концерт на стадионе Hollywood Bowl были тоже замечательными, просто потому что тем шоу мы отметили свое возвращение в Лос Анжелес, вернуться в этот город успещной группой, когда мы в свое время уезжали оттуда и голодали. Все были на том шоу, в том числе и Элтон Джон. Понимаешь, Элтон Джон не написал ни одной песни в стиле глиттер рок, пока не увидел нас в тот вечер. Он только и делал, что восхищался нашими сценическими костюмами [смеется]. Мне также нравится этот парень, Тревор [Болдер], басист группы Девида Боуи Spiders From Mars. Он рассказывал о том, как они были блюзовой группой, а Девид Боуи пытался склонить их играть глем. Они не хотели, тогда он заставил их сходить на наше шоу в Лондоне, и тогда они решили, что можно играть глем и при этом классно выглядеть.

Напрашивается вывод: группа Alice Cooper стояла у истоков глиттер рока.

Получается что так, я думаю, что это моя жена придумала глиттер рок. [для тех кто не в курсе, жена Денниса Синди, родная сестра Нила. В начале их карьеры, Синди была костюмером группы, а также была танцовщицей на гастролях Billion Dollar Babies.] Именно она откопала эти хромовые ткани, а мы были достаточно развязными ребятами, чтобы носить костюмы из этой ткани, когда все остальные хотели отделать нас [смеется]. Был еще один незабываемый момент, когда мы подыгрывали Джину Винсенту в Торонто, на фестивале Rock & Roll Revival. Это просто не возможно забыть, точно. И один из моих любимых концертов состоялся сразу же после того, как мы отыграли на фестивале в Торонто. Нас пригласили выступить в одном из местных клубов, потому что им пришлось пригласить людей, которым нужно было где-то переночевать, и они принесли с собой свои спальные мешки, и разбили лагерь прямо в клубе. Владелец этого клуба нанял нас поиграть, он рещил, что Алиса Купер это такая девчонка, фольк певичка. Мы приехали, а он спрашивает, 'Минуточку, подождите, а где же Алиса?" А мы ему в ответ, "Мы уже приехали, это мы Алиса, а он нам, "Не, ребята, ни за что!" Мы пообещали ему, что мы не будем сильно никого тут шокировать своим шоу, но мы обманули. И вот мы вываливаемся на сцену, а вся публика в зале спит в своих спальных мешках.

Фантастика. Мне трудно это представить.

Почему-то, я это так отчетливо помню. Это было где-то в 1969 или в начале 1970, но тогда же произошел этот скандальный инциндент с цыпленком, или это было на следующее утро. Тот скандал цыпленком запомнился мне из-за рок-н-ролльного фестиваля. Наша группа подыгрывала Джину Винсенту, так что мы оказались на том фестивале не случайно. Там также выступал Джон Леннон. Джон и Йоко приехали и прошли закулисы стадиона, на пресс конференцию. Джон решил, что они будут сидеть на наших перьевых подушках, которые мы хотели эффектно разорвать на сцене. В результате сложилась такая тупиковая ситуация, когда мы отказались выходить на сцену без наших подушек, а Джон Леннон отказался отдавать их. В конце концов, он вернул нам наши подушки, как раз перед самым актом разрывания их на сцене. К тому времени несколько человек уже сгоняло домой и притащило еще подушек, так что у нас оказалась целая груда этих самых подушек, к тому времени когда мы их должны были рвать.

Среди тех кто знаком с твоей работой, ты широко известен как один из величайших и самых недооцененых басистов в рок истории. Что ты посоветуешь молодым бас гитаристам, которые искеренне хотят сделать карьеру, играя на этом инструменте?

Прежде всего, если вы очень хотите стать преуспевающим басистом, не прислушивайтесь к сторонему мнению. Совет – не сдерживайтесь и подчинитесь этому магическому желанию. Понимайте, когда надо пойти на компромисс, а когда надо быть верным себе, это очень важно. Очень часто, я обнаруживаю, что когда я обдумываю какую-то замечательную идею, и похоже, что я единственный кто до этого додумался, если я отказываюсь от этой идеи, либо когда я потом возвращаюсь к ней, и подбрасываю эту идею другим, чтобы они сами разработали ее, или на следующий день я понимаю, что это была не настолько крутая идея. Очень часто можно услышать о том, что из-за такого инциндента распаются группы. Я считаю, что лучше бросить все и вернуться. Так можно заново оценить, насколько важна была та или иная идея. Какая-то партия не настолько важна, чтобы из-за нее распадалась целая группа. Френк Заппа сказал; если вы уже давно играете вместе, вас ждет признание. Многое просто зависит от способности работать вместе. Это тяжело и это может означать большой компромис. И еще, просто садитесь каждый день, так, шутки ради, и по полчасика занимайтесь на инструменте. Очень трудно сделать ставку на практические занятия, потому что если вы начинаете играть с легкостью, то можно преодолеть и все остальное. К тому же, если ты играешь с музыкантами которые играют лучше тебя, то ты быстро совершенствуешься, чем если бы ты работал с музыкантами которые играли бы хуже тебя, или также как ты.

Мне было очень приятно поговорить с тобой, Деннис. Ведь есть так много фанатов оригинальной группы, которые до сих пор любят все эти очень влиятельные пластинки записанные вами. Уверен, что им понравится это интервью.

Это замечательные ребята. Ты знаешь, я и представить себе не мог. Я почувствовал себя совершенно вычеркнутым из истории пока 5 или 6 лет тому назад не попал в больницу. Я был в плохой форме. Но мне просто не верилось, какое огромное количество писем я получал от фанатов со всего мира, а также, сколько я получаю из-за того, что теперь есть интернет. Именно тогда я по настоящему понял, что так много народу до сих пор помнят оригинальную группу, и ради этого действительно стоит жить. О больше я и не мечтаю. Я постоянно думаю о музыке. Я был одержим этим искусством. У меня до сих пор все те же задачи, которые я всегда ставил перед собой, а именно создать на бас гитаре последнюю, самую уникальную бас партию, и принсти в песню что-то кардинально новое, новаторское. У меня не всегда это получается, но это моя неизменная цель.

Перевод – Дмитрий Бравый 17.05.04

Hosted by uCoz